В каких обстоятельствах русские хоронили пустой гроб
В 2018 году археологи нашли пустой саркофаг в Успенском соборе Ростова Великого. Участники Волго-Окской экспедиции Института археологии РАН продолжают задаваться вопросом – для кого предназначался этот саркофаг и почему в нем нет останков. Пока ученые пытаются разгадать эту загадку, мы решили вспомнить причины, по которым могут быть захоронены пустые гробы.
В соответствии с предписаниями Священного Синода от 5 мая 2015 года, родственники тех, чьи тела не удалось похоронить по обычаям, все равно могут рассчитывать на церковное успокоение души ушедшего. Священный Синод напоминает, что Бог способен воскресить любое тело из любой стихии. Как поясняет клирик храма Св. Царевича Димитрия, иерей Николай Петров, христианство с уважением относится к телу усопшего, поэтому в православии предпочтительным считается захоронение в землю, а не кремация. Бог в силах воскресить даже то тело, от которого ничего не осталось.
Существует множество случаев, когда пустой гроб применяется для похорон. Например, в случаях утопления, гибели на поле боя, сгорания, разрыва и поедания дикими животными, безвестного исчезновения во время землетрясений, катастроф или терактов. Церковь допускает захоронение пустого гроба, чтобы родственники имели могильное место, где могут почтить память усопшего.
Обычно «условное» погребение осуществляется, если родственники получили останки тела, так как хоронить полностью пустой гроб считается бессмысленным большинством людей. Вместо этого Церковь рекомендует обратиться к священнику местного храма для проведения заочного отпевания. Это молитвенное служение проводится без тела и направлено на просьбу к Господу о вечном спасении души усопшего.
На протяжении веков отношение Церкви к покойникам, чьи тела невозможно было предать земле, изменялось. В статье «Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика» А. Авдеев показывает, насколько неоднозначным было отношение, например, к утопленникам. Эта смерть была одной из самых распространенных, а тела утонувших часто не находили.
Если в начале XII века существовал прямой запрет на их отпевание, то уже в начале XV утопленников разрешалось хоронить по тем же обрядам, что и умерших от естественных причин. С начала XVIII века стал действовать дифференцированный подход. Утонувшего в результате несчастного случая условно хоронить и отпевать разрешалось, тогда как того, кто «купаясь похвалялся и утонул», хоронить не рекомендовалось. Такая смерть считалась самоубийством и не подразумевала отпевания. Таким образом, хоронить гроб без тела утопленника, погибшего по своей глупости, было запрещено.
Что касается павших на поле боя, то их часто хоронили по православному обычаю прямо на месте гибели. Это были братские могилы, куда тела помещали без гробов. Но иногда каждый погибший получал отдельный гроб. Однако положить в него тело было невозможно, если воин был изрублен на куски, подорвался на мине или погиб от прямого попадания снаряда. Родственники, если имели возможность, приезжали на место захоронения. Некоторые же добивались разрешения на перезахоронение останков на родной земле. В таком случае гроб мог оказаться пустым или содержать сохранившиеся фрагменты костей, оружия, наград, одежды. Сложностей с отпеванием погибших воинов не возникало. Как напоминает А. Авдеев, все они перед боем исповедовались и причащались. Многих отпевали во время погребения на поле боя. Но родственники могли заказать и заочное отпевание при перезахоронении останков.
Необычный обряд захоронения пустого гроба описан Н. Макаровой в книге «Тайные общества и секты». Такой обряд существовал в секте бегунов или странников. Среди последователей этой секты выделялись скрытники – монахини и монахи, давшие обет молиться и поститься до самой смерти. Остальные члены секты считали их «умершими для мира».
Когда такой живой покойник умирал, проводились двойные похороны. Первые – для отвода глаз. По деревне носили пустой гроб с заколоченной крышкой, который «степенно и горестно» закапывали на «поганом» кладбище. Вторые похороны были настоящими. На них тело усопшего закапывали в тайной яме рядом со скитом.
Источник: russian7.ru