Почему русские коллаборационисты считали немецкие агитационные листовки неуместными
Великая Отечественная война велась не только на фронтах, но и на экономическом, информационном и даже психологическом уровнях. Пропаганда получила широкое применение и использовалась как для мобилизации собственного населения, так и для запугивания противника. В этом контексте использовались звукозаписи, радиограммы, плакаты и листовки. По некоторым данным, нацисты распечатали около пяти миллиардов таких материалов, хотя их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у других средств, все же считается достаточно низкой. Почему так?
Пропуск в плен
Нацистские листовки представляли собой газету, состоящую из одного черно-белого листа, на одной стороне которого был текст, а на другой – изображение или фотография. Для удобства каждая листовка имела порядковый номер. В первые годы войны прокламации печатались прямо в Германии, а позже их производство наладили на фронте. Использовались также захваченные советские типографии. Листовки сбрасывали с самолетов над позициями Красной армии и населенными пунктами тыла или раздавали среди жителей временно оккупированных территорий.
Основное внимание при создании листовок уделялось визуальной составляющей, поскольку целью пропаганды была не отдельная личность, а массовая аудитория, которая часто не вникала в текст и больше интересовалась изображениями. Важным элементом листовки был лозунг. Иногда встречались прокламации с призывами, напечатанными дополнительным красным цветом, подчеркивающим их важность. Содержание могло быть самым разнообразным: нацисты, помимо массового производства листовок, старались максимально разнообразить их тематику, включая темы голода, преследования Церкви, массовых репрессий, раскулачивания и коллективизации. Особое внимание уделялось обещаниям ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства, которые, как понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.
В ходе войны акценты в листовках менялись. В начале военных действий, когда советские войска терпели одно тяжелое поражение за другим, Третий рейх с помощью пропагандистских материалов призывал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, еду и работу. Кроме того, сами прокламации служили пропуском, по предъявлению которого гарантировалась безопасность.
В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы изменили свою тактику. Командование вермахта запланировало масштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцам вновь предлагали сложить оружие, но теперь сдаться в плен предлагали не нацистам, а своим – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Основной лозунг звучал так: «Русские перебегают к русским». Тех, кто не испытывал симпатии к РОА, пытались запугать с помощью новейшей, еще неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».
Трудности перевода
Члены РОА затем активно участвовали в пропагандистской деятельности Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовался для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев применялся для создания листовок, и эти материалы оказались даже более успешными, чем те, что производились немцами.
Это можно объяснить достаточно легко. Русский текст первых листовок нередко содержал стилистические и орфографические ошибки, а переводы зачастую были выполнены неаккуратно. Кроме того, иногда в прокламациях использовались немецкие шутки, которые были непонятны простым советским людям.
Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времен Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они разошлись тиражом 160 миллионов экземпляров, но не только не оказали ожидаемого воздействия, но и вызвали отторжение.
«По мнению немецких пропагандистов, этот нелепый и безграмотный текст должен был стать девизом, под которым культурная Европа ведет свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред годами, чуть ли не до конца войны, передавался на «ту» сторону», — писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.
Он был уверен, что советское командование само бы охотно заплатило за такие листовки «крупные суммы». Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал и другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».
Сами перебежчики не только приписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причину этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды спросил у одного из генералов вермахта, который был выходцем из Прибалтики и говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».
«Нами тщательно разработан план кампании, в успешном завершении которой не может быть никаких сомнений. Поэтому нет необходимости в каких-либо импровизациях и изменениях плана, даже в его дополнении. То, о чем говорите вы, не продумано и не предусмотрено, поэтому содержит в себе элементы риска, совершенно излишние», — получил Стенрос в ответ.
А напоследок генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как мы знаем, оказался неверным
Источник: russian7.ru