«90-е лихие или время надежд». Продолжение проекта «Осторожно, история». Совместно с агентством «РИА Новости», «Фондом Бориса Ельцина» и газетой «Известия». 24 марта 1999 года глава правительства РФ Евгений Примаков, летевший с официальным визитом в США, развернул над океаном свой самолет и вернулся в Москву в знак протеста против начала бомбардировок Югославии.
Результат опроса, проведенного исследовательским центром Superjob.ru:
Совбез ООН принял резолюцию, которая разрешает действия международной коалиции в Ливии. Как вы считаете, Россия поступила правильно или неправильно, не воспротивившись принятию этой резолюции?
правильно – 46%
неправильно – 54%
«Портрет» от политического обозревателя «РИА Новости» Николая Троицкого:
Евгений Максимович Примаков прошел сквозь эпохи и времена, как стальной клинок сквозь живую материю. Всюду оставил свой след, но сам не утратил природных свойств и качеств. Он много лет был близок к власти, и советской, и «антисоветской». Хорошо понимает ее византийскую природу. Успешно ориентируется в ее коридорах. За это недоброжелатели называли его царедворцем. Однако Примаков всегда умел сохранить достоинство – и при назначениях, и при отставках.
Он делал карьеру без суеты, без рывков, скачков и слишком долгих пауз. Неуклонно шел от повышения к повышению. Даже революционные бури 1991 года не смогли этому помешать. Поменялся не просто режим, на месте старого возникло новое государство. Но Примаков оставался незыблемым элементом в быстро меняющемся мире. Он начинал как боец невидимого фронта и как разведчик, и как теневой консультант партаппарата. В большую политику его привел Горбачев. Этого ему до сих пор не могут простить профессиональные патриоты.
Он у них числится в списках агентов влияния «вашингтонского обкома». Любопытно, что в кругах радикальных западников и либералов у Примакова сложилась репутация прямо противоположного толка. Он считается ретроградом и реакционером, который торпедировал и пускал под откос экономические реформы. Примаков всегда был далек от любых крайностей. Он классический центрист. Эта равноудаленность от флангов помогала ему в минуты роковые, но не позволяла колебаться с линией партии, что вызывало настороженность у первых лиц.
Особенно у Бориса Ельцина, который подозревал, что глава правительства метит на его место. Так и получилось, что самый успешный и эффективный премьер-министр России не только не пошел в президенты, но всего девять месяцев продержался на своем посту. Он ушел сначала в тень Торгово-промышленной палаты, а затем на пенсию, оставив в неприкосновенности свою репутацию, которой не повредил и бессмысленный, но очень красивый жест с разворотом самолета над Атлантическим океаном.
Мнение политолога Андраника Миграняна:
Я думаю, что это совершенно неверная интерпретация, что президент и премьер высказывают прямо противоположные позиции. То, что высказал премьер и повторил в Словении, вытекает из логики самой резолюции Совета безопасности. Россия воздержалась и не поддержала, потому что резолюция действительно очень расплывчатая и дает неограниченные возможности для любой интерпретации.
Я должен сказать, что американская позиция по отношению к Ливии подвергнута сильнейшей критике в самих Соединенных Штатах. В воскресенье во всех телевизионных программах ведущие журналисты США, такие как Кристиан Аманпур на «Эй-Би-Си» и Дэвид Грегори на «Эн-Би-Си», ставили в очень сложное положение представителей американской администрации вопросами о двойной бухгалтерии и двойных стандартах. Почему нанесение ударов по Ливии для защиты гражданского населения, но не по Бахрейну, Саудовской Аравии и Йемену? Представители администрации не смогли ничего вразумительного на это ответить.
Поэтому критика действий США и критика, связанная с тем, что это не приносит защиты гражданскому населению, а создает большие проблемы, абсолютно согласуются с нашей позицией по резолюции. Я думаю, что в этом смысле позиция премьера абсолютно безупречная. Что касается фигуры речи насчет крестового похода, которая совпадает с тем, о чем говорил Каддафи, это вообще к делу не относится.
Мнение вице-президента РСПП, председателя правления института современного развития Игоря Юргенса:
И по форме, и по содержанию Медведев, безусловно, прав, потому что Муаммар Каддафи, просидевший 43 года, не является более лидером ливийского народа ни по какому праву. Ливия всегда существовала как три раздельных племени, и он сейчас может претендовать только на Триполитанию. Он является террористом и преступником.
Говорить о каких-либо крестовых походах в отношении Муаммара Каддафи – это смешно. Президент является верховным лицом, отвечающим за международную политику, и он вместе с соответствующими службами рассматривал всю технику нашего голосования в ООН. Поэтому я полностью на стороне Медведева.
Опросы:
Совбез ООН принял резолюцию, которая разрешает действия международной коалиции в Ливии. Как вы считаете, Россия поступила правильно или неправильно, не воспротивившись принятию этой резолюции?
Ближайший эфир передачи «90-е лихие или время надежд» («Российский разворот над Ливией?») – пятница, 25 марта, после 20 часов. Задать вопрос к эфиру>>>