Грубые попытки адаптировать историю под сиюминутные интересы, подкрепленные всеми ресурсами репрессивной государственной машины, отчетливо видны и легко распознаваемы. Хотя они и опасны, их вредность для нравственного здоровья общества также очевидна. Мы это наблюдаем. Но еще более опасной и вредной представляется так называемая «гламуризация истории», особенно в отношении событий ХХ века.
Эта гламуризация проявляется в демонстративном неразличении масштабов трагедий и в нежной приглушенности звукового фона подлинной истории. Вместо воплей жертв, воя сирен, грохота бомбежек, пушечной канонады и выстрелов в подвалах мы слышим тихую, деликатную «фоновую» музыку, напоминающую ту, что звучит в торговых центрах, не позволяя отвлекаться от комфортного удовлетворения потребительских аппетитов.
Из-за этого стремление сопоставлять заведомо несопоставимые события становится привычным. Например, отсутствие в «шаговой доступности» продуктового магазина «Перекресток» сравнивается с Голодомором, несправедливый штраф за превышение скорости — с Большим террором 30-х годов, а временный запрет для не вакцинированных граждан посещать рестораны — с Холокостом или Гулагом.
В таких сопоставлениях заметна полная или почти полная утрата эстетического вкуса и этического рефлекса.