Нашкодивший министр с заплетающимся от страха языком рассказывал о регионах с процентами. Шестидесятилетний Предводитель команчей стерхов вежливо поинтересовался: «С ума сошли, что ли?» – и приготовился испепелить своего назначенца молнией. Это выдержки не из сценария леденящего душу вражеского фильма ужасов о когнитивном диссонансе, а респектабельное совещание у президента России, посвященное вопросам ЖКХ. Поводом для встречи стал очередной безумный рост оплаты «коммуналки» в некоторых регионах, особенно в Мурманской области. Те, кто черпает информацию об окружающем мире из телекрана, остались удовлетворены: президент раскритиковал министров, за народ заступился; молодец какой! Тем не менее, наделенные разумом сограждане пребывают в недоумении: подобные встречи происходят регулярно, всегда находится нашкодивший министр, но в реальном мире всё остаётся по-прежнему. Тарифы ЖКХ продолжают бесконтрольно расти, при этом качество коммунальных услуг не определяется их стоимостью. Налицо явный кризис жанра. Но иначе и быть не может: таковы правила игры в системе.
Если перевести на русский язык тонны численных законов, постановлений, указов и распоряжений, регламентирующих формирование тарифов в системе ЖКХ, получается, что чем больше затрат сумеет обосновать поставщик ресурсов, тем более высокий тариф ему утвердят. У ресурсопоставляющей организации есть множество способов завысить расходы. Рассмотрим наиболее распространённые.
Способ №1. Фиктивные ремонты. Допустим, «Водоканал» города N готовит обоснование для увеличения тарифа на воду в 2014 году. Естественно, монополисту хочется, чтобы тариф был как можно выше. Для этого готовятся сметы на ремонт трубопроводов, допустим, на 200-300 миллионов рублей. Эти деньги закладываются в цену одного кубометра воды, продаваемого потребителям. Фокус в том, что, заложив в тариф 200-300 миллионов рублей, «Водоканал» может не потратить их на ремонт, поскольку ответственность за целевое использование включённых в тариф расходов отсутствует. Более того, «Водоканалу» совершенно невыгодно ремонтировать свои сети: если сейчас износ труб составляет 70-80%, то после их замены он будет равен 0%, а как тогда обосновывать затраты на ремонт в будущем? Как обосновывать затраты на ликвидацию аварий, утечек, поломок? В этом случае придётся снижать тариф на воду, что, конечно, совершенно недопустимо.
Способ №2. Фиктивные зарплаты. Ещё один сравнительно честный способ отъёма денег у населения заключается в том, что в тариф закладываются совершенно нереальные зарплаты работников ресурсопоставляющих организаций. Ежегодно готовя обоснование повышения тарифа, «Водоканал» не забывает «рисовать» своим работникам фантастические оклады. Однако в реальности включённые в цену кубометра воды расходы на зарплату используются совершенно на другие цели. Задумайтесь, откуда у многочисленных начальников всех этих водоканалов, тепловых сетей и горгазов берутся средства на роскошные лимузины, офисы и прочие атрибуты буржуазии. Источник такого благополучия один, но неиссякаемый: экономически обоснованный тариф! Хотя слово «обоснованный» в данном случае следует взять в кавычки.
Способ №3. Подкуп депутатов. Окончательное решение о повышении тарифов принимают представительные органы власти. В этой связи банальный подкуп народных избранников является одним из наиболее действенных инструментов из арсенала монополистов. Например, тарифы на услуги ЖКХ с начала года непропорционально выросли не только в Санкт-Петербурге, но и в нескольких районах Ленинградской области. Путем запугивания и подкупа депутатов Выборгского муниципального совета производилось необоснованное повышение тарифов, а сверхприбыли, полученные от этих действий, исчезали в неизвестном направлении. Напомним, что в Твери после похожей ситуации в 2007 году суд приговорил 12 депутатов Тверской городской думы к тюремным срокам от 2,5 до 7,5 лет. Но это лишь то, что было выявлено. Сколько подобных фактов остаётся нерасследованными в нашей стране?
Системные проблемы следует решать системно. Показательные порки, не приводящие к изменению ситуации, лишь подрывают и без того низкий авторитет президента в обществе. Навести порядок в системе ЖКХ можно только сделав её прозрачной, доступной общественному контролю. В числе первоочередных мер следует отказаться от ежегодного повышения тарифов и перейти к среднесрочным периодам их действия: скажем, на 3-4 года, чтобы не разгонять инфляцию. Дело за малым: за политической волей.
