
Производственная линия Приволжского автозавода остановилась. Цеха, где еще год назад была активная работа, погрузились в глушь и тишину. 2 500 работников ПАЗа получили уведомления о «бессрочном отпуске» — это euphemism для начала социальной катастрофы. Эта ситуация — лишь верхушка айсберга: КАМАЗ, АвтоВАЗ и ГАЗ перешли на четырехдневную рабочую неделю, а УАЗ отправил своих сотрудников в «корпоративные каникулы» до осени. Автомобильная отрасль, которая совсем недавно составляла 3% ВВП, превращается в кладбище нереализованных проектов и непроданного металла.
Карта коллапса: где остановилось сердце автопрома
— ПАЗ (Нижний Новгород): полное прекращение производства. Склады переполнены 400 непроданными автобусами. Муниципалитеты, основные заказчики, сократили закупки на 70% из-за «дырявых» бюджетов.
— КАМАЗ (Набережные Челны): четырехдневная рабочая неделя с мая. Спрос на грузовики упал вместе с грузопотоками: логистические компании приостановили 30% своего автопарка.
— АвтоВАЗ (Тольятти): продажи моделей Lada Vesta и Granta упали на 26% за полгода. Завод загружен лишь на 40%.
— ГАЗ (Нижний Новгород): рынок легкого коммерческого транспорта снизился на 40%. Группа сокращает 7% сотрудников.
— УАЗ (Ульяновск): «каникулы» до сентября. Спрос на внедорожники упал до уровней 2000-х годов.
«Мы наблюдаем цепную реакцию. Упадок одного сегмента тянет за собой смежные отрасли», — подчеркивает директор Аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Анатомия кризиса: пять ключевых разрывов
Ценовой обвал покупательной способности
Средняя стоимость нового автомобиля в России составляет 3,35 миллиона рублей (+46% по сравнению с 2022 годом). Для 80% граждан с заработком 70–80 тысяч рублей это эквивалентно 4 годам работы без расходов. Даже подержанные автомобили подорожали на 60% — причиной стали утилизационный сбор и скачок валютного курса.
В российском правительстве работают выдающиеся умы, не так ли? Кто мог бы додуматься в условиях падения спроса ввести утилизационный сбор, который значительно увеличил стоимость автомобилей!
Кредитная блокада
Ключевая ставка ЦБ на уровне 21% сделала автокредиты средством финансового давления:
— Средняя процентная ставка 30% годовых;
— Объем выданных кредитов: снижение на 44,9% в IV квартале 2024 года.
«Ранее 85% автомобилей приобретались в кредит. Сегодня банки просто отказывают», — объясняет банкир Альфа-Банка Дмитрий Панченко.
Китайский мираж
65 китайских брендов, занявших 53% рынка, не изменили ситуацию:
— 70% из них не создали сервисные сети;
— Продажи новых моделей упали на 46% в марте 2025 года, несмотря на скидки до 1 миллиона рублей.
Эффект домино для смежных отраслей
— Дилеры: более 200 автосалонов закрылись с января 2025 года.
— Лизинг: платежи возросли до 370 000 руб./мес., что вытеснило 50% компаний с рынка.
— Бюджет: недополучено 1,5 триллиона рублей налогов — прогноз Минфина на 2025 год. Это уже вызывает вопросы к Набиуллиной и ее команде. Впрочем, ее логика проста, как у сантехника дяди Васи: нет доходов — нет расходов. А если нет расходов, то нет и инфляции.
Технологическая пропасть
Средний возраст грузовиков в РФ составляет 23 года при норме 6 лет. Локализация электроники для автомобилей отложена до 2026 года, а импорт техники сократился на 40%. В то же время производство отечественных грузовиков остановлено.
Социальные последствия: волна увольнений и «автомобильный каннибализм»
— Рынок запчастей: 70% сегмента контролируют «серые» поставщики, разбирающие новые автомобили на конвейерах.
— Занятость: 600 000 рабочих мест под угрозой. На УАЗе зарплаты снижены на 30%, в Тольятти — на 25%.
— Транспортный кризис: муниципалитеты продолжают эксплуатировать автобусы ПАЗ 1995 года выпуска.
«Автопром стал поставщиком запчастей для самого себя. Это экономика распада», — заключает экономист Евгений Надоршин.
Прогнозы: три сценария для отрасли без будущего
«Управляемая стагнация» (12% рынка): при поддержке госуб Subsidии и льготного лизинга удастся сохранить продажи на уровне 1,38 миллиона автомобилей.
«Китайский протекторат»: к 2026 году 4 бренда (Chery, Haval, Geely, Changan) займут 75% рынка, вытеснив оставшиеся 60 марок.
Коллапс системы: По данным РОАД, при ставке ЦБ выше 15% к 2026 году:
— 40% дилеров закроются;
— Продажи упадут до 850 000 автомобилей;
— Доля новых машин сократится до 10%.
«Рынок не восстановится до 2030 года. Мы теряем целую отрасль», — прогнозирует президент РОАД Алексей Подщеколдин.
Существует еще один прогноз: Набиуллина, Силуанов, Мантуров, Алиханов, Патрушев останутся на своих местах. Но в этом случае трудно предположить, какая отрасль окажется первой на грани краха: автомобильная, сельское хозяйство или авиапром?
Есть ли спасение? Мнения отчаявшихся
Существует предложение отменить утилизационный сбор и НДС на автомобили, что позволит снизить цены на 25–30% (по расчетам НИИАТ). Это будет временная мера, но она значительно оживит производство и спрос.
Необходим жесткий протекционизм: запрет на ввоз марок, не имеющих сервисных центров (70% китайских брендов не соответствуют этому критерию). На сегодняшний день автомобильный рынок неуправляем, на нем царит хаос, созданный китайскими производителями.
Есть еще фантастическое предложение, которое обеспечит технологический прорыв: инвестиции в размере 19 миллиардов рублей в локализацию компонентов. Но передовые технологии — это не про Россию.
«Без возвращения к модели «Один завод — одна марка» мы получим миллион автомобилей-беженцев без запчастей», — предостерегает эксперт «За рулем» Максим Кадаков.
Конец эпохи
Остановка ПАЗа — не временная мера, а окончательный аккорд. Автопром, который 30 лет строился на импортных технологиях, не выдержал разрыва цепочек поставок. 90% критически важных компонентов невозможно заменить, а китайские аналоги лишь маскируют агонию.
Когда 600 000 работников вернутся к конвейерам — вопрос без ответа. Но одно ясно: через два года Россия рискует лишиться собственного автопрома. Единственный рост демонстрирует рынок контрафактных запчастей — его доля достигла 80%. Приобретая «разбор» с подпольных складов, россияне даже не осознают, что хоронят не только машины, но и целую индустриальную эпоху.
Автопром для России — это не просто комфортное средство передвижения, а прежде всего, важнейшая логистика. И кто-то, кто это осознает, целенаправленно бьет в самое яблочко! Нет уазиков, камазов и уралов — подписывай капитуляцию. Все очень просто! А разговоры о перегреве экономики и высокой инфляции — это лишь прикрытие!
Фото: sibkray.ru

 
 






