Россия больше не считает себя связанной мораторием на развёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, говорится в заявлении МИД. Москва констатирует исчезновение условий для сохранения одностороннего моратория на размещение РСМД.
Что значит это заявление?
Это — формальное объявление того, что Россия больше не сдерживает себя в области ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и юридически освобождает руки для их развёртывания. По сути, Москва публично фиксирует переход от режима «политического жеста доброй воли» к режиму симметричного ответа на действия США и НАТО.
После выхода США из ДРСМД в 2019 году договор перестал существовать. Россия тогда заявила, что не будет первой развёртывать такие ракеты, если аналогичных систем не появится у США и их союзников. Но теперь МИД констатирует, что условия для этой сдержанности исчезли. Причины банальны: испытания и подготовка инфраструктуры для американских ракет средней дальности в Европе и Азии, фактическое создание наземных пусковых установок в Румынии и Польше (Aegis Ashore), а также обсуждения в НАТО возможности размещения новых ударных средств вблизи российских границ с параллельным вводом в строй комплексов Typhon и прочих дальнобойных вооружений.
На практике это означает, что у РФ теперь есть политико-правовое основание для развёртывания наземных комплексов с дальностью 500–5500 км. В первую очередь речь может идти об адаптации и развёртывании «Орешника» не только в Белоруссии, но и, скажем, в Калининграде, а также сухопутных версий «Калибра-М» и дальнобойных «Искандеров» (1000 + км дальности) или наземных версий ракет «Циркон». Все они так или иначе будут ответом на те решения, которые США создавали задолго до своего выхода из РСМД.
⠀
Военная хроника