ПРИКОНЧИТЬ МИФ О НЕО/ЛИБЕРАЛИЗМЕМир движется к окончательному кризису социализма

Ярослав Романчук, май 2012

ПРИКОНЧИТЬ МИФ О НЕО/ЛИБЕРАЛИЗМЕ

Мир приближается к окончательному кризису социализма. На последних президентских выборах во Франции триумф одержал Франсуа Олланд. Это можно считать справедливостью: во главе социалистической республики должен стоять социалист. Ожидается, что на выборах в США в ноябре 2012 года также победит социалист — Барак Обама, которого в Америке принято называть либералом. Эта судьба вполне заслужена для страны, которая в последние годы погружается в хаос социализма с его гипертрофированным госрегулированием и защитой крупных бизнесов от банкротства. В 2011 году госрасходы в США превысили 40% от ВВП, что привело к созданию самой крупной в мире нерыночной корпорации с бюджетом от 3,7 до 4 трлн долларов. По объему ВВП лишь Китай, Индия и Япония превосходят Соединенные Штаты.

Ситуация в странах Европейского Союза, часто ассоциируемых с нео/либеральным Западом, не менее тревожна. Во Франции доля нерыночной экономики давно превысила 60%. Как правые, так и левые политики бесцеремонно увеличивали госрасходы, что в 2011 году составило более 56% ВВП. Такие демократические процедуры привели к тихой национализации экономики. В Германии госрасходы в 2011 году составили 45,6% ВВП, а все партии, включая правых и левых, создали опасный консенсус против настоящей рыночной экономики и либерализма.

Рассматривая Великобританию, можно заметить, что здесь распорядители чужого тратят почти столько же, сколько и в Германии. При лейбористе Т. Блэйере доля госрасходов была меньше, чем сегодня, когда у власти находятся консерваторы под руководством Дэвида Кэмерона. Британия по-прежнему остается колыбелью капитализма, но в ней воспитываются иждивенцы, требующие заботы от государства на протяжении всей жизни.

Владимир Путин стал президентом России благодаря тому, что отражает убеждения большинства российского народа. Его взгляды находятся в резонансе с теми, кто считает демократию и либерализм неприемлемыми для России. Более 60% граждан предпочитают сильного лидера вместо демократии, а многие ностальгируют по Советскому Союзу. В экономических вопросах Россия похожа на европейские и американские модели, где размер госрасходов составляет почти 40%. Однако благодаря природным ресурсам, таким как нефть и газ, российский госдолг (в процентном соотношении к ВВП) более чем в десять раз меньше американского.

Можно ли назвать Владимира Путина либералом? В таком же смысле, как Барака Обаму, Дэвида Кэмерона или Франсуа Олланда. Все они представляют собой интервенционизм, который можно охарактеризовать множеством синонимов: «социалистический рынок», «смешанная экономика», «социально ориентированная рыночная экономика» и т.д. Либерализма и неолиберализма в Европе, США и России не наблюдается.

Политика Лукашенко выглядит более честной, поскольку он открыто выступает против либерализма и капитализма. Путин, действующий более тонко, также показывает отсутствие приверженности к свободе. Западные политики всех мастей хором воспевают преимущества свободы, в то время как на практике создают жесткие интервенционистские модели. Обычному человеку остается все меньше свободного выбора, а политики реализуют стратегии, финансируемые налогоплательщиками. Как только возникают проблемы в реализации государственной политики, сразу же обвиняют нео/либерализм и жадность капиталистов.

Либерализм без индивидуальной ответственности за свои действия не что иное, как социализм. Бюджетный либерализм предполагает бездефицитный бюджет, расходы государства на уровне 20-25% от ВВП, которые осуществляются прозрачно. Однако, как показывают данные МВФ, в странах, где, якобы, победил неолиберализм, государство достигло размеров опасного для общества Левиафана. В 2011 году бюджетный дефицит США составил 9,6% от ВВП, а экономика закачала триллионы долларов для выхода из кризиса.

Китай, Россия и даже такие государства, как Чили и Сингапур могут научить Обаму основам настоящей либеральной бюджетной политики. В странах G-7 бюджетный дефицит также зашкаливает, и только Германия пока держится, хотя и значительно нарушила правило валютной стабильности. В 2011 году госдолг Германии составил 81,5% от ВВП при обязательном пределе в 60%. Франция, под руководством Н. Саркози, имела дефицит бюджета в 5,3% и госдолг в 86,3% от ВВП. В условиях нарастания социализации Франции возможно, что Олланд решится на национализацию банков и крупных бизнесов.

Британский премьер Д. Кэмерон, показывая свою преданность либерализму, в 2011 году закончил год с дефицитом 8,7% и госдолгом в 82,5% от ВВП. Адам Смит, вероятно, переворачивается в могиле от такого нео/либерализма. Лейборист Т. Блэйер и демократ Б. Клинтон ближе к идеалам Запада, чем многие современные лидеры. Коммунистический по названию Китай и олигархическая Россия представляют собой конкурентов для «либеральных» англосаксонских государств.

Интересно, что за последние 30 лет, которые оппоненты либерализма ошибочно называют периодом доминирования неолиберализма, власти активно наращивали объемы регулирования. В мире нет ни одного юриста, который полностью знает налоговое законодательство США. Данные показывают, что в 1980-х годах федеральный регистр правовых актов в США увеличивался на 52992 страниц, а в 1990-х достигал 62237 страниц. На 2005 год это число возросло до 73870 страниц, а в 2010 – до 81405. Для сравнения, в 1940-х годах регистр увеличивался лишь на 11300 страниц.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы