Удивительны все же будни диктатур. На фоне продолжающихся арестов представителей оппозиции в стране проходят «праймериз Единой России». Среди специалистов по авторитарным режимам бытует мнение, что выборы в таких системах, хоть и не являются механизмом смены власти и определения предпочтений граждан, выполняют специфические функции. В частности, они обеспечивают определенную конкуренцию среди лояльных режиму элит и политиков. То есть выбирать можно только из «наших», и среди них победят те, кто выглядит более убедительно для избирателей. Это, по мнению экспертов, обеспечивает режиму механизмы ограниченной конкурентности, предотвращая застой и деградацию в его рядах.
Можно было бы предположить, что праймериз Единой России тоже представляют собой своего рода «конкурс лоялистов», который призван выяснить, кто из них хоть чего-то стоит. Однако наблюдатели отмечают, что эти праймериз отличаются двумя ключевыми чертами. Во-первых, на них принудительно сгоняют бюджетников. Во-вторых, результаты фальсифицируются так, что это можно назвать настоящим «рисованием». То есть перед тем как фальсифицировать реальные выборы, сначала фальсифицируют и эти праймериз, что становится своего рода репетицией для основного представления.
Эти учения показывают, кто умеет хорошо фальсифицировать выборы, а кто плохо. Тот, кто успешно справляется с праймериз, затем будет уметь хорошо фальсифицировать и настоящие выборы. А кто не справится, тот, как говорится, просто будет фальсифицировать плохо. В этом есть своя логика. Хотя невольно задаешься вопросом: не стоит ли организовать «предварительные праймериз Единой России»? Тогда можно было бы сначала фальсифицировать эти предварительные праймериз, затем — сами праймериз, а уж потом — настоящие выборы. Это добавило бы политическому процессу необходимый динамизм и интригу.
При этом следует отметить, насколько тонким будет ответ на проект так называемого «умного голосования»! Можно было бы назвать это «безумным голосованием».