Манифест неразвития

Лично для меня первое после очередного возвращения в Кремль Послание Путина Федеральному Собранию ответило на все вопросы. Я ждал от Путина рассказа о его стратегии на третий (а по факту – уже четвертый) президентский срок. И я все это услышал. Послание Путина, как и ожидалось, оказалось манифестом сохранения политического статус-кво. Манифестом активной защиты и сохранения своеобразного путинского чекистско-питерского авторитаризма. И главное – манифестом неразвития страны.

Два главных вызова, стоящих сегодня перед нами, – это слабая, примитивная экономика с затухающим ростом и плохое государство, характеризующееся неэффективными институтами, ужасным законодательством и высокой, растущей коррупцией. Эти факторы в первую очередь определяют растущее отставание России от мировых лидеров и прямых конкурентов из БРИКСа. Путин понимает, что экономика – это проблема номер один, но его ответ на этот вызов является слабым, по сути, неадекватным. Его рецепт лечения экономических проблем собран по принципу ирландского рагу из «Трое в лодке, не считая собаки» — свалить в котелок все, что попадется под руку, и потом все это сварить на костре.

В одном котелке у Путина оказались либеральные, дирижистские, монетаристские и антимонетаристские подходы. Либерализация сочетается с усилением государственного присутствия и регулирования. Попытка повторить китайский метод государственных инвестиций производится без китайской эффективности и доходов от промышленного экспорта. Это означает, что у Путина нет цельной экономической стратегии. Ни один предприниматель и инвестор по-прежнему не понимает, какую модель экономики будет строить Россия, какие будут условия на рынке и какова будет роль государства в экономике.

В целом, как и все прочие послания Путина, это отличается теоретичностью, абстрактностью и малым числом цифр и точных ориентиров. Оно предельно неконкретно и не может служить ориентиром для граждан, предпринимателей и политических элит. Зато властям легче уходить от ответственности – абстрактные обещания невозможно контролировать. Путин на протяжении 13 лет нахождения у власти декларирует одни и те же планы, остающиеся нереализованными. Не случайно в интернете за ним давно утвердился мем «обещалкин».

Снова России обещаны диверсификация экономики, уход от сырьевой зависимости, активное строительство дорог и другой инфраструктуры, инновационное развитие, новая школа, доступное жилье, улучшение делового климата и развитие конкуренции, хотя все тринадцать лет политика Путина была прямо противоположной – созданием и всемерным усилением монополий. В первом послании Путина в 2000 году все эти обещания уже были даны, и вот 12 лет спустя все они повторены.

Путин вновь обильно раздал социальные обещания, попутно объявив зависимых от государства и унижаемых чиновниками бюджетников настоящим креативным классом. Он четко показал, на кого собирается опираться – на зависимых от власти врачей, учителей, преподавателей государственных вузов и чиновников, а также на армию и полицию. Оппозиции же обещано продолжение жесткого курса.

Ей запрещено сотрудничать с иностранцами (Единая Россия и лояльные партии, конечно, могут), разжигать «экстремизм и сепаратизм» (что можно трактовать даже как борьбу за права регионов), покушаться на «суверенитет страны» (это также крайне размытое понятие), и велено быть «конструктивной» (то есть в целом лояльной режиму). Всех, кто, по мнению путинской администрации, не соблюдает эти правила, будут подавлять – ведь Путин подчеркивает, что у России «своя модель демократии», а сама Россия – это отдельное «государство-цивилизация» со своими законами и ценностями.

К прежним много раз повторенным обещаниям добавился упор на «духовные скрепы» и традиционные ценности – как из советского, так и имперского прошлого, от студенческих стройотрядов до имперских Преображенского и Семеновского полков. Путин продолжил курс на господдержку РПЦ и других церковных иерархий, а также на выведение на первый план атрибутов имперско-авторитарной традиции Российской империи и СССР.

Если в отношении экономики Путин ставит правильный диагноз, но не знает, как лечить болезнь, то в отношении плохого государства он, похоже, даже не видит самой болезни. Он не понимает, что, как говорил когда-то Рейган, «государство – это не решение проблем, а само проблема». Россия занимает последние места в мире по качеству государственных институтов и управления во всех международных рейтингах. Именно это является главным препятствием для быстрого и устойчивого роста.

Здесь Путин вообще ничего не смог предложить. Он игнорирует острый конфликт между запросом российского среднего класса на политическое представительство и эффективные институты и косным бюрократическим режимом, ставшим главным препятствием на пути развития страны. Он вновь отказался от жизненно необходимых политических и институциональных реформ, упомянув лишь косметику (возвращение смешанной системы на думских выборах и т.д.). Даже меры по борьбе с коррупцией, которые он объявил, тоже косметика, легко обходящаяся с помощью трастов и других известных коррумпированной элите схем, и не затрагивающая основы созданной Путиным институциональной среды для процветания коррупции.

Суть его позиции – «воруйте, но не зарывайтесь». Путин не знает, как обеспечить развитие экономики на современной основе и стремится сохранить в неизменности тормозящие развитие неэффективные государственные и политические институты. Сколько бы времени он не провел еще в Кремле – это будет потерянное для России время.

Оцените статью
Ритм Москвы