После победы в Верховном Суде в понедельник, 23 января 2012 года, мой телефон почти сразу разрядился под валом звонков. Звонили друзья, знакомые, журналисты. Все наперебой расспрашивали подробности и, конечно, поздравляли, желая мне и Республиканской партии России (РПР) скорейших успехов. Многие восприняли решение ВС РФ как восстановление государственной регистрации партии. Однако ситуация далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд.
Существует мнение, что российское государство намерено продолжить свою линию на фактическое невыполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), что уже не раз подчеркивалось самим судом и независимыми наблюдателями. Через три дня после поражения своего ведомства в Верховном Суде министр юстиции Александр Коновалов публично поставил под сомнение решение ЕСПЧ по РПР от 12 апреля 2011 года (вступило в законную силу 15 сентября прошлого года). Он отметил, что решение Европейского Суда «не содержало никакого конкретного указания властям Российской Федерации регистрировать партию». На вопрос журналистов о том, будет ли ведомство снова настаивать на рассмотрении вопроса о ликвидации Республиканской партии России в Верховном суде, министр ответил: «Думаю, да».
Такая позиция министра-юриста вызывает недоумение. Пять лет назад министерство юстиции, возглавляемое тогда Владимиром Устиным, добилось через Верховный Суд решения о ликвидации РПР, аргументируя это «недостаточной численностью» партии и ее региональных организаций. Судья ВС Николай Толчеев, который принял решение об отмене своего же решения пятилетней давности, отказался тогда рассмотреть представленные нами доказательства о более чем достаточной численности как членов партии, так и регионов. Он утвердил решение о ликвидации одной из старейших партий страны исключительно на основании краткой справки Минюста, в то время как чиновники ведомства признали, что у них не было положения или инструкции о проведении проверок партий.
Европейский Суд по правам человека, изучив все обстоятельства дела, вынес четкое решение о том, что ликвидация партии по критерию ее численности нарушает 11 статью Европейской конвенции об основных правах и свободах. Это означает, что ликвидация РПР была признана незаконной и нарушила наши права на свободу ассоциаций. Верховный Суд России, с тем же судьей Толчеевым, рассмотрел дело в связи с новыми обстоятельствами и отменил свое прежнее решение о ликвидации РПР, следуя российскому законодательству и международным обязательствам страны.
Теперь есть несколько возможных сценариев развития событий. На первый уже намекнул министр Коновалов. Минюст может обжаловать решение Верховного Суда в коллегию ВС РФ. В этом случае, скорее всего, коллегия поддержит решение своего судьи от 23 января об отмене решения 2007 года. Далее у Минюста вновь появится выбор — отозвать свой иск о ликвидации партии и зарегистрировать РПР или же настоять на возобновлении старого процесса в Верховном Суде. В последнем случае ситуация станет абсурдной, поскольку партия, незаконно ликвидированная пять лет назад, должна будет вновь доказывать свою численность после длительного отсутствия в политической жизни.
Партии могут предложить подтвердить данные, которые стали недоступными из-за фактического запрета государства на политическую деятельность РПР. Это будет откровенно абсурдно, так как Минюст попытается закрыть партию по тем же критериям — критериям численности, которые были признаны ЕСПЧ недопустимыми и несоразмерными законным целям государства. Особенно странным это будет на фоне недавних законодательных инициатив, радикально снижающих требования к численности партий для государственной регистрации.
Если Минюст России вновь откроет судебный процесс о ликвидации РПР, это будет вопиющим неуважением к решениям ЕСПЧ и Верховного Суда России. Это станет попыткой наказать членов РПР за их стремление участвовать в политической жизни страны в рамках конституции и закона. Это будет являться открытым конфликтом России с Советом Европы и новым позором власти страны.
Поэтому я направил предложение министру Коновалову не позорить себя, свое ведомство и страну, а отозвать свой иск о ликвидации РПР и зарегистрировать партию в соответствии с решением ЕСПЧ и Верховного Суда, тем самым предоставив ей возможность восстановить свою структуру и вернуться к полноценному участию в политической жизни России.
Владимир Рыжков
31 января 2012 года
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Первая секция
ДЕЛО «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба № 12976/07)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
г. Страсбург, 12 апреля 2011 г.
