Два года назад, 2 марта 2008 года, Дмитрий Медведев был избран президентом России, набрав более 70% голосов избирателей. Это хороший повод для подведения промежуточных итогов его президентства, но они безрадостны – сделано так мало, а провалено так много, что президенту лучше не отмечать это событие. В предвыборной речи на экономическом форуме в Красноярске в феврале 2008 года Медведев объявил приоритетами своей программы «четыре „И“ – неотложное развитие в России современных институтов, инфраструктуры, инноваций и инвестиций». Какую же пьесу сыграл этот «Квартет И» за два «медведевских» года?
Институты. Согласно авторитетному «Глобальному Индексу конкурентоспособности», качество российских институтов не только не улучшилось, но стало еще хуже. Россия провалилась на 12 мест в общем рейтинге конкурентоспособности, заняв 63-е место из 131 страны, а состояние защищенности собственности упало с 109 на 116 место. Ключевой институт защиты собственности оказался на позорном 119 месте, а качество товарных рынков и финансовых институтов ухудшилось с 99/112 мест в 2008 году до 108/119 через год. Россия стала еще более изолированным и протекционистским государством, заняв 109 место из 121 в докладе о развитии мировой торговли. Условия для ведения бизнеса также ухудшились: по данным Всемирного банка на конец 2009 года, Россия опустилась на восемь позиций, заняв 120-е место из 183 стран. Интересно, что по процедурам получения разрешений на строительство Россия оказалась на предпоследнем месте, обойдя лишь нищую Эритрею.
Несмотря на шумную кампанию по «борьбе с коррупцией», она осталась на прежнем уровне – 146 из 180 стран в 2009 году, что почти не отличается от 147 в 2008 году. Фактически, коррупции стало больше на фоне снижения ВВП и доходов граждан и бизнеса. Политические институты продолжают находиться в стагнации: на недавнем экономическом форуме в Красноярске участники не смогли назвать ни одного работающего государственного института. Имитируемые политические реформы, проводимые Медведевым и его администрацией, напоминают лишь перекраску оградок на кладбище российской политической жизни.
Инфраструктура. В прошлом году Россия потеряла в катастрофе свою крупнейшую электростанцию, построив при этом всего 1000 километров автодорог. Для 2010 года на дороги выделено на 18% меньше средств, чем в прошлом году, а планируется построить всего 942 км. В то время как Россия сокращает вложения, остальные страны, наоборот, увеличивают инвестиции в инфраструктуру. Например, Китай намерен увеличить протяженность своих железных дорог на 31 тысячу километров в ближайшие три года. При этом стоимость километра дороги в России остается самой высокой в мире и продолжает расти на 30-40% ежегодно. За последние годы на развитие инфраструктуры в России были потрачены сотни миллиардов долларов, но куда ушли все эти деньги?
Инновации. Исследование, проведенное Высшей школой экономики, показало, что количество российских предприятий, внедряющих инновации, продолжает оставаться незначительным и устойчиво снижается. С научным рейтингом России дело обстоит также плохо: в последнем исследовании Thomson-Reuters по числу научных публикаций Россия уступает Индии, а в несколько раз – Китаю. В сфере информационных технологий, столь любимой Медведевым, Россия скатилась с 70 места в мире в 2007 году до 74 в 2009 (из 134 стран). Это не значит, что сектор IT не развивается, просто у других он развивается заметно лучше.
Инвестиции. Показатели России в этой области также ниже среднемировых. Если в мире в 2009 году прямые иностранные инвестиции сократились на 39%, то в России – на 41%. В то время как Китай увеличил свои вложения за рубежом на 6%, Россия сократила их на 27.7%. При катастрофически низком качестве государственного управления и институтов, их дальнейшем ухудшении, на фоне устаревшей инфраструктуры и высокого внешнего долга, вряд ли стоит ждать притока инвестиций в российскую экономику в ближайшем будущем.
Институты сгнили, инфраструктура разваливается, инноваторы бегут, а инвестиции не приходят. Вместо медведевских четырех «И» в России по-прежнему правят четыре путинских «В» – вертикаль, воровство, ВОХРа, враждебность. «Наш тандем отлично работает», – недавно оценил Медведев свою работу с старшим товарищем и наставником. Что ж, пока один мечтает о четырех «И», другой охраняет свои «В».