Россия — 5 миллионов невыездных

Важной частью нового курса Кремля на постепенную самоизоляцию стал взрывной рост числа «невыездных россиян» — граждан России, которые по разным причинам не могут покидать страну. Запрет на выезд за границу для «силовиков» может порождать в их рядах еще большую антизападную паранойю и стремление подавлять всё живое и думающее внутри страны. Культивировать образ страны – осажденной крепости, окруженной врагами, гораздо проще, когда сотрудники военных, полиции и спецслужб лишены возможности видеть окружающий мир своими глазами и озлоблены отлучением от любимых курортов Турции и Египта.

Ограничения на выезд гражданских лиц могут помочь властям ограничить утечку мозгов и капитала, а также надежно изолировать диссидентов и оппозиционеров для беспрепятственного расправы или давления на них. В Советском Союзе невыездным был фактически весь народ. Граница была на замке, и для выезда за рубеж требовалось разрешение партийных органов — по сути, выездная виза. Миллионы людей никогда не могли покинуть страну, находясь под разного рода подписками о неразглашении секретной информации. В настоящее время наблюдается восстановление этих советских практик.

Действующая Конституция России гарантирует гражданам право на свободный выезд и въезд. В статье 27 части 2 говорится: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Однако эта конституционная норма, как и многие другие, все чаще игнорируются законодателями и чиновниками. Свобода выезда уже значительно ограничена.

Первыми под запрет на выезд попали сотрудники ФСБ в 2010 году после провала шпионской сети в США и Великобритании, выданной бежавшим в Штаты полковником СВР Александром Потеевым. С конца 2010 года приказом директора ФСБ сотрудники могут выезжать за границу только по особому решению и лишь в случае смерти близких или неотложного медицинского лечения, которое невозможно получить в России. Численность сотрудников ФСБ, включая пограничников, остается секретом, но чаще всего упоминается цифра более 200 тысяч человек. Запрет обосновывается необходимостью предотвратить утечки, подобные делу Потеева, и избежать случаев, подобных делу Сноудена.

Одновременно Федеральная служба судебных приставов (ФССП) разработала систему запрета на выезд для граждан с долгами перед бюджетом и заемщиками, установленными судами. Так, не могут покинуть Россию те, кто не заплатил налоги, банковские кредиты, алименты и штрафы. В 2012 году под запрет попали почти 500 тысяч человек. Таков же прогноз на текущий год. За первый квартал 2014 года под запрет попали 190 тысяч россиян, 70% из которых — должники банков. ФССП создала общую базу данных всех должников, и тысячи людей задерживаются прямо в аэропортах и на ж/д вокзалах.

Теперь обсуждается возможность введения запрета на выезд для злостных неплательщиков штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также для «уклонистов» от призыва в армию. Основаниями для запрета на выезд могут служить также доступ к гостайне, прохождение военной службы или наличие возбужденного уголовного дела. Украинский кризис 2022 года резко расширил список невыездных. В апреле 2014 года одновременно был запрещен выезд за границу (примерно в 150 стран) личному составу МВД (1,325 миллиона человек), Минобороны (2,02 миллиона), ФСИН (325,5 тысяч), ФСКН (40 тысяч), работникам прокуратуры (63 тысячи), судебным приставам (23 тысячи), сотрудникам федеральной миграционной службы (34,5 тысячи) и МЧС (20 тысяч). В общей сложности число невыездных «силовиков» оценивается в 4 миллиона человек, большинство из которых не имеют отношения к секретам или вопросам национальной безопасности.

Решение о запрете на выезд носит чисто политический характер. Интересно, что часть руководителей этих ведомств (С. Шойгу, В. Иванов, А. Бортников и др.) сами попали в санкционные списки и не могут посещать страны Запада. На сегодняшний день число невыездных граждан России уже достигло почти 5% взрослого населения страны, что беспрецедентно для постсоветского периода. При этом отсутствуют данные о работниках стратегических и оборонных предприятий, что может существенно увеличить это число.

Запрет на выезд силовиков оформляется приказами ведомств или «рекомендациями». Методы исполнения зачастую примитивны. Например, у курсантов Петербургского университета МВД просто изъяли заграничные паспорта, также поступили с сотрудниками Хабаровского управления МВД. Бывший советский диссидент Александр Подрабинек не исключает, что в будущем власти могут ограничить выезд за границу людям с непогашенной судимостью, всем ранее судимым, состоящим на учете как «экстремисты», работникам НКО — «иностранных агентов» и другим. Эта тенденция может привести к восстановлению (полном или частичном) «железного занавеса» для российских граждан.

В соседней Белоруссии уже несколько лет существует система запрета на выезд для неугодных властям лиц, для чего в паспорте ставится специальная отметка. Кроме стремления к изоляции страны от критики и «тлетворного влияния Запада», властями может двигать желание оставить в стране значительные средства, которые сейчас уходят на зарубежные курорты, такие как Европа, Турция, Египет и США. Это также может помочь поддержать курорты Сочи и Крыма, сохраняя ценных специалистов и молодежь в стране против их воли.

В 1950-е годы коммунистическая ГДР теряла миллионы людей, бежавших на Запад, прежде всего молодежь и специалистов. Ответом на это стала Берлинская стена, колючая проволока и пулеметы по всей границе. За последние 20 лет из России уехали 4-5 миллионов человек, в том числе 20 тысяч докторов наук. С нарастанием экономических трудностей и закручивания гаек Кремлю становится всё сложнее удерживать оставшихся граждан.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы