Апрель 1942. Война с Японией

Официальная история Великой Отечественной войны до сих пор во многом основывается на вопросе о якобы затягивании союзниками СССР открытия так называемого «Второго фронта». Именно это обстоятельство советские и российские историки используют для объяснения неудач Красной Армии весной и летом 1942 года, когда произошло множество военных катастроф под Харьковом и в Крыму. Эти события привели к полной потере Украины, значительной части Северного Кавказа и к потере важных нефтяных ресурсов в Грозном. Неприятности стали основой для приказа №227, введения заградотрядов и штрафных батальонов. Большая часть ответственности за это до сих пор ложится на союзников – США и Великобританию.

Во время войны такая трактовка событий в пропагандистских целях была вполне допустима и даже оправдана. Но сейчас это выглядит просто комично. В 1942 году союзники не могли открыть «Второй фронт», так как они сами испытывали большие трудности. Они воевали на два фронта, а иногда и на три – против Германии, Италии и Японии. Например, англичане были вынуждены защищать фронт от Исландии до Сингапура, их войска участвовали в боях в Северной Африке, Ираке, Иране и Бирме. Тылы англичан были крайне ненадежными, так как население этих стран в целом симпатизировало Германии и Японии. В таких условиях не могло быть речи о десантах в Нормандии.

Тем не менее, реальная возможность открытия второго фронта существовала, но в другом регионе – на Дальнем Востоке. Если бы он открылся в апреле 1942 года, это стало бы выгодным как для Советского Союза, так и для его союзников, так как Вторая мировая война закончилась бы раньше, а жертв с обеих сторон стало бы меньше. Альтернативная история, как наука, в России все еще остается в тени, и отношение к ней скептическое. Поэтому мы сосредоточим внимание не на том, что могло бы быть, а на том, чего не было бы. Итак, поводы к войне.

История, хорошо известная, но в кратком изложении. 18 апреля 1942 года американские летчики под командованием подполковника Дулитла совершили знаменитый авианалет на Японию. 16 бомбардировщиков Б-25 «Митчелл» стартовали с авианосца «Хорнет» и нанесли бомбовый удар по нескольким японским городам. Однако вернуться назад и сесть на авианосец тяжелые Б-25 чисто технически не могли. После выполнения задания 15 самолетов направились в дальний Китай, где теоретически могли приземлиться на контролируемой партизанами территории. Один из них, под командованием капитана Эдварда Йорка, приземлился на территории Советского Союза вблизи Владивостока. По тогдашним военным законам, экипаж из пяти человек был интернирован. Чтобы не допустить утечек информации, летчиков перевезли вглубь России, где они провели первые три месяца под Пензой, фактически находясь под домашним арестом. Позже их перевели в Оханск под Пермью, где условия были более свободными. По настоятельной просьбе американского правительства была инсценирована их якобы «побег», чтобы они считали свое освобождение исключительно заслугой американцев.

Японцы об этой истории так и не узнали, и Советскому Союзу в этом плане нечего было предъявить. Теперь представим, что в СССР приземлились все 16 бомбардировщиков «Митчелл». Технически это было гораздо проще, так как советские аэродромы находились ближе. Однако факт приземления на них сразу 16 бомбардировщиков было бы сложно скрыть. Для Японии это стало бы серьезным оскорблением, «потерей лица», и война стала бы вполне вероятной, хотя бы через две недели. В такой ситуации, перед реальной угрозой войны на два фронта, Сталин в первую очередь был бы вынужден отменить намеченные наступательные операции под Харьковом и в Крыму, и отдать приказ о переходе к глухой обороне.

В результате летнее наступление немцев могло бы оказаться менее успешным. Не произошло бы окружения под Харьковом, массовых потерь и сдачи Севастополя. Сталинградский тракторный завод продолжал бы бесперебойно выпускать танки, и не были бы взорваны грозненские нефтепромыслы.

Что же происходило бы на Дальнем Востоке? Следует отметить, что несмотря на переброску значительных сил из Приморья под Москву осенью, советская группировка оставалась очень мощной. По численности личного состава Забайкальский и Дальневосточный фронты не уступали Квантунской армии, при этом превосходя ее вдвое по количеству танков и артиллерии. Советские войска уступали японцам лишь в авиации, но незначительно. При этом американцы могли бы оказать быструю и существенную помощь. Главное преимущество заключалось в том, что армия на Дальнем Востоке в апреле 1942 года реально готовилась к обороне и достигла в этом значительных успехов.

Что касается советского Тихоокеанского флота, он не был таким уж слабым, как это порой представляется. Да, в надводных кораблях японцы имели явное преимущество, но по количеству подводных лодок команды были равны – 80 против 80. Японцы, в отличие от Германии, не уделяли подводному флоту особого внимания. Тактика и средства борьбы с подводными лодками находились на низком уровне. Поэтому наш подводный флот мог бы создать японскому надводному флоту серьезные проблемы, и о легкой прогулке японцев по Приморью не могло быть и речи.

Следовательно, японцы были бы вынуждены свернуть наступление на Юго-Восточную Азию и Австралию, а бомбардировки Японии американцами начались бы не в 1944 году, а уже в 1942. Со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, рассуждать таким образом, зная, как развивались события Второй мировой, довольно легко. Цель этих размышлений – не столько обелить наших бывших союзников, сколько напомнить о героическом рейде Дулитла, который отмечает 70 лет со дня своего совершения.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы