Унизительно получать в качестве подарка то, что мы, приморцы, за 150 лет должны были построить сами. Пока шла подготовка к саммиту АТЭС, во Владивостоке в среде местных экспертов высказывались смелые предположения о возможном изменении статуса города. Вплоть до провозглашения его Тихоокеанской столицей России с открытием постоянной «ставки», учреждением специальной должности в правительстве России, например, первого вице-премьера, ответственного за развитие Дальнего Востока и наделенного полномочиями для решения серьезных вопросов прямо на месте. Инвесторы могли бы обсуждать ключевые проблемы с ним, а не в Москве. В этом, вероятно, есть смысл, если серьезно браться за Дальний Восток.
Ожидания остались и сегодня. Местные оптимисты (или фантазеры – как хотите) по-прежнему надеются на выступление ВВП на саммите, ожидая нечто экстраординарное… Пусть и не Тихоокеанскую столицу, но конкретные предложения по улучшению инвестиционного климата и решительные действия по созданию зон свободного предпринимательства вплоть до порто-франко. Эти фантазии не смогла уничтожить даже провалившаяся идея создания дальневосточной корпорации и появление министерства по развитию Дальнего Востока, которые наглядно показывают отсутствие реального рабочего плана у нашего правительства. Все как и десять лет назад.
Тогда ВВП впервые в качестве Президента РФ посетил Приморье и на встрече с местными журналистами (не пресс-конференции, а именно встрече, так как нас на входе освободили от камер и диктофонов) я задал вопрос: «Почему у нас нет свободных экономических зон?» Это был единственный раз, когда я увидел ВВП не готовым к ответу. Пауза длилась около тридцати секунд. Его сопровождение тоже не нашло, что подскажить шефу, и он нащупывал ответ: «…свободные зоны в наших условиях — это черные дыры, куда будет втекать контрабанда, а утекать деньги… Вот овладеем ситуацией…» И так далее.
Прошло десять лет, за которые ВВП более чем овладел ситуацией: выковал вертикаль, научился обаятельно отвечать на любые вопросы. Но что приобрел за это время Дальний Восток, кроме повышенных пошлин на импортные автомобили и постоянной угрозы запрета правого руля? Три моста и несколько десятков километров сомнительного качества дорог? За это время вдоль границы с китайской стороны из деревень выросли несколько городов с населением по 300-600 тыс. человек.
В прошлом году мы с женой были в Хунчуне — одном из таких городов. Он расположен в провинции Цзилинь, и туда все Приморье ездит вставлять зубы — металлокерамику. 3-5 дней — и готово. Если в процессе выясняется, что зубы надо лечить или удалять, то делают и это, но приходится приезжать повторно. В итоге это обходится вдвое дешевле, чем во Владивостоке.
Из Хунчуня мы на день на экскурсию съездили в Янцзы, столицу Корейского административного округа в том же Цзилине. Делать там было, в общем-то, нечего, но надо было чем-то занять себя, пока жене готовили к установке коронки. Три года назад дорога от Хунчуня до Янцзы занимала около 4-х часов. Она вилась между сопок и не отличалась от большинства дорог в российской глубинке. Теперь китайцы показали нам эту старую дорогу. С новой дороги, которая соединила два глухих провинциальных китайских городка, открывается потрясающий вид.
Новая дорога, на 4 полосы, с ограждениями и разделительными стальными отбойниками, не унижает себя поворотами, спусками и подъемами. Сопки она протыкает тоннелями, между сопками опирается на опоры высотой в десятки, если не сотни метров. Расстояние сократилось до 100 км, а время в пути — до 70 минут. Вот это я называю реальной движухой. Рядом с этой дорогой тускнеют наши мосты. Не в том смысле, что они ей проигрывают (хотя шоссе между нашими мостами безнадежно проигрывает), а в том, что для Китая хайвэй в глуши — это норма, а у нас — второй национальный проект после Олимпиады.
Не подумайте, что я недоволен тем, как изменился Владивосток за этот год. Очень доволен, как и все владивостокцы. Тем не менее, унизительно получать в качестве федерального подарка то, что мы, приморцы, за 150 лет должны были построить и сами, если бы у нас была такая возможность. Для себя и для нашей с вами России!
