Какие реформы Лжедмитрия I через 100 лет повторил Петр I
Персона первого самозванца на русском троне остаётся загадкой. Исследователи не могут точно определить, кто он был. Официальная версия Бориса Годунова, согласно которой Лжедмитрий был беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, опровергается теми фактами, что в Чудовом монастыре его не узнали, что Григорий Отрепьев был другим человеком, и, наконец, тем, что он молился и поклонялся иконам, по общему мнению, не в привычной великорусской манере, как следовало бы делать бывшему русскому монаху.
Простота, как у Петра I
Кем бы ни был Лжедмитрий, он вел себя как опытный политик и своими действиями постоянно внушал доверие, демонстрируя, что ему привычно значение царского статуса. Однако наряду с этим, в его поведении проявлялись совершенно новые, непривычные для московских людей черты.
«Вопреки обычаям предыдущих царей, которые после обильных обедов укладывались спать, – писал историк XIX века Николай Костомаров, – Димитрий, пообедав, выходил один пешком в город, заходил в различные мастерские, общался с мастерами, осматривал их работы и дружески беседовал с прохожими. Такая неслыханная ранее доступность царя в общении с подданными привлекала тех, кто считал, что чем важнее человек, тем менее он должен быть доступен».
Кроме того, Лжедмитрий сам любил демонстрировать свою мужественность и даже развлекался личными поединками с пойманными медведями.
В этой открытости и простоте царя мы видим некоторые сходства с Петром Великим, царствовавшим столетие спустя.
Также в политике самозванца можно заметить черты, предвосхищающими правление будущего царя-преобразователя.
Вопрос веры
Лжедмитрий пал из-за своего следования иностранным обычаям и поддержке иностранцев. То, что через столетие легко сошло с рук Петру I, в начале XVII века вызвало народное недовольство. Самозванца, из-за его польских советников, жены из Польши и множества знатных польских гостей, заполнивших Москву перед его свадьбой с Мариной Мнишек, заподозрили в намерении уничтожить православную веру и подчинить русскую церковь власти Римского папы. К тому же, венчание на женщине из Западной Европы, не из монаршего рода, также напоминает нам Петра I и его Марту Скавронскую, будущую Екатерину I.
Историки указывают на некоторые договора, якобы подписанные Лжедмитрием, с польским королём Сигизмундом III и с орденом иезуитов, а также свидетельства о том, что царь собирался перейти в католичество и добиваться того же для русской церкви.
Но практические действия Лжедмитрия, когда он взошёл на трон, показывают, что даже если такие договоренности существовали, новый царь не собирался их исполнять. Он следовал православным традициям, как и подобало русскому царю, поддерживал церковь, и не давал повода думать, что намерен лишить себя этой важной опоры.
Развитие наук и глобализация
Соприкосновение Лжедмитрия с западноевропейской культурой имело другой характер. Он хотел, чтобы русские освоили западные науки, ремёсла и искусства. Ещё Борис Годунов отправил первые две десятка русской знати на учёбу за границу и планировал создать университет в России. Последнего ему, по свидетельству Николая Карамзина, не позволило духовенство. Лжедмитрий заявил о намерении продолжить эту практику и открыть в Москве университет по западноевропейскому образцу. Снова прослеживаются параллели с Петром Великим.
Некоторые полезные шаги в этом направлении Лжедмитрий успел предпринять. Он открыл границы Московского государства для свободного выезда и въезда – как для торговли, так и просто так. Ранее русские подданные могли покидать страну только с разрешения царя. И иностранцам было нелегко попасть в Россию. Более того, самозванец сделал торговлю, в том числе внешнюю, свободной для людей всех сословий. В результате этих нововведений, по мнению Костомарова, цены на товары, особенно на продукты питания, в России значительно снизились. Год правления Лжедмитрия стал временем небывалого изобилия и доступности в Руси.
Усмирение крымских разбойников
Несмотря на своё обещание отдать Речи Посполитой, за её помощь в междоусобице, Смоленщину и Северскую землю, никаких практических шагов в этом направлении после своего воцарения Лжедмитрий не предпринял. Более того, он, более чем прежние царя, старался поддерживать своё царское достоинство в отношениях с польскими послами, требуя, чтобы они титуловали его не царём всея Руси, а императором, причем «непобедимым». Сразу же возникают аналогии с Петром I, который провозгласил себя императором всероссийским и добился признания этого титула со стороны иностранных держав.
На лето 1606 года, если бы не его печальная судьба, самозванец планировал мощный военный поход против Крымского ханства. Крым уже более ста лет был источником постоянных нападений на Русь. Справиться с ним было невозможно, так как Крым умело маневрировал между Россией и Речью Посполитой: каждая из этих враждующих держав поддерживала Крым против своего соперника. Объединиться и положить конец разбойничьим нападениям крымцев на русские и польские земли оба государства так и не смогли.
Установив дружеские, даже близкие отношения с Польшей, Лжедмитрий собирался совместными усилиями обеих держав усмирить Крым. Более того, он предпринял меры, чтобы в союзе также с Австрией и Венецией вести войну против покровителя Крымского ханства – Османской империи. Идея «крестового похода» всех христианских государств Европы против Турции была фиксированной идеей западноевропейской политики. Впрочем, её так и не удалось осуществить. Вероятно, она бы не реализовалась и в данном случае. Но выполнение минимальной задачи на пути к ней – поражение Крымского ханства – было крайне актуальным для России.
Кстати, Пётр I тоже начал свою военную активность походом против Крымского ханства – на Азов. И собирался также в союзе с Польшей, Австрией и Венецией продолжать войну против Турции. Азовскими походами Пётр Великий ликвидировал давнюю угрозу России со стороны Крыма. Россия перестала выплачивать ежегодную дань крымским ханам. Лжедмитрий хотел выполнить эту программу ещё девяносто лет назад.
Как могла повернуться история
Довольно любопытно представить, как могли бы развиваться события для России, если бы Лжедмитрий смог удержаться на троне. Теперь становится понятно, что он мог сделать это достаточно легко. Ему стоило бы лишь прислушаться к сигналам доброжелателей о том, что Василий Шуйский готовит против него переворот. Более того, он мог бы ещё раньше отправить Шуйского на плаху, но почему-то помиловал его. Однако Шуйский не простил самозванца.
А если бы Лжедмитрий остался на престоле, у него было бы ещё много времени для реализации своих замыслов: ведь ему было всего 22 года. И, вероятно, школьники будущих веков учили бы, что это – истинный царевич Дмитрий, чудесно спасшийся от рук убийц. И «династия Рюриковичей» продолжала бы править на русском престоле ещё долгое время
Источник: russian7.ru