«Разгром немецких войск под Москвой»: зачем в США перемонтировали этот советский фильм
Документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой», снятая и смонтированная зимой 1941-42 годов, была показана не только в Советском Союзе, но и в США, которые уже находились в состоянии войны с Германией. Однако фильм потребовал изменений для американского зрителя, чье восприятие мира было отличным от советского.
С верой в победу
Идея создания фильма о битве за Москву принадлежала Иосифу Сталину. Генсек не раз подчеркивал, что съемка парада 7 ноября 1941 года на Красной площади оказала значительное влияние на моральный дух армии и населения. В конце ноября 1941 года в Москву был срочно вызван председатель Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР Иван Большаков, который находился в эвакуации в Средней Азии, с задачей создать качественный фильм о предстоящем разгроме немцев. Сталин сообщил ему о готовящемся крупном наступлении РККА, которое имело все шансы отбросить гитлеровцев от столицы.
На ответственное задание были назначены опытные режиссеры-документалисты Илья Копалин и Леонид Варламов, а также команда из 30 фронтовых операторов. Киносъемочная группа около двух месяцев работала на полях сражений Западного фронта, действуя максимально мобильным образом. Съемка велась преимущественно на проверенных американских кинокамерах «Аймо». По словам фронтовых операторов, их отличали бленды 75-миллиметрового объектива с навинченным светофильтром, куда можно было налить 40 граммов спирта, что было крайне полезно при 30-градусных морозах.
Рабочие условия были крайне тяжелыми, операторы работали с предельным напряжением сил. При морозах механизмы кинокамер заклинивали, замерзшие пальцы отказывались подчиняться. Хотя множество ценных кадров было утеряно, тысячи метров отснятой пленки регулярно поступали в монтажный павильон киностудии. Режиссер Илья Копалин вспоминал: «Подвальный этаж студии стал своеобразным домом, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задания на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, а вечером возвращались с отснятым материалом… Случались ситуации, когда в возвращающейся машине находилось тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но осознание того, что враг отступает от Москвы, что миф о непобедимости фашистских армий рушится, придавало нам сил».
Сталин лично редактировал черновые версии фильма, отправляя их на доработку. В итоге, 18 февраля 1942 года, страна увидела почти часовой документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Картина успешно выполнила поставленные перед ней задачи: она продемонстрировала мощь Красной Армии и ее способность изменить ход войны с сильным противником, вселяя уверенность в бойцов и работниках тыла.
Зрители увидели в фильме истинное лицо захватчиков: сожженные и разграбленные деревни, замученные и убитые мирные жители. Германская «цивилизованность» наглядно была показана в кадрах разрушенного дома-музея П.И. Чайковского в Клину и музея-усадьбы Л.Н. Толстого в «Ясной поляне». При просмотре документации у зрителей не оставалось сомнений, что истинные намерения гитлеровских войск заключались не только в истреблении народов Советского Союза, но и в уничтожении многонациональной культуры.
Тем не менее, акцент в фильме был сделан на первых победах советских войск, которые после тяжелых боев в окрестностях Москвы, Тулы, Волоколамска и Дмитрова смогли отбросить оккупантов на десятки, а в некоторых местах и на сотни километров к западным границам. Разбитая, оставленная немецкая техника и отступающий противник должны были донести до зрителей основную мысль: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!».
В целях пропаганды
К началу 1942 года на стороне антигитлеровской коалиции уже сражалось 26 стран. Советское руководство решило, что фильм «Разгром немецких войск под Москвой» сможет стать мощным стимулом для союзников, чтобы увеличить свои усилия в борьбе с общим врагом. Копии фильма были разосланы всем. Результат превзошел все ожидания: фильм произвел фурор в странах-союзниках. В США и Великобритании полторы тысячи кинотеатров собрали как минимум 16 миллионов зрителей.
В Соединенных Штатах советская лента впервые была показана 1 октября 1942 года. Премьера прошла в нью-йоркском кинотеатре «Глоб». Демонстрация картины, получившей название «Москва наносит ответный удар» («Moscow strikes back»), имела целью познакомить американцев с новым союзником и его военной мощью, которая ярко проявилась в битве за Москву. Кроме того, фильм выполнял рекламную функцию: он должен был убедить американских налогоплательщиков и промышленников в необходимости оказания СССР материальной и военно-технической помощи по ленд-лизу. Не случайно в финале картины звучат слова американского генерала Дугласа Макартура, выражавшие надежду на совместную победу над общим врагом.
Американская версия советского документального фильма значительно отличалась от оригинала, учитывая менталитет, восприятие мира и культурные особенности жителей США. Адаптацией занимался голливудский сценарист Альберт Мальц, член Коммунистической партии США с 1935 года. После окончания Второй мировой войны и начала «холодной войны» он попал в список американских кинематографистов, обвиненных правительством в антиамериканской деятельности. В создании сценария также участвовал журналист Эллиот Пол, близкий к художественному авангарду, который работал как сценарист над документальной лентой «Наш русский фронт» (фильм 1942 года, созданный Уолтером Хьюстоном для поддержки военных усилий Советского Союза).
Закадровый текст в фильме «Москва наносит ответный удар» читает Эдвард Голденберг Робинсон – звезда американского кино, известная своими ролями в серьезных жанрах, которому было присвоено амплуа «жесткого парня». Его портрет был изображен как на афише, так и в начальных титрах фильма «Moscow strikes back», что соответствовало статусу картины.
Близкие образы
Музыкальное оформление адаптированной версии фильма было поручено Дмитрию Тёмкину, выпускнику Петербургской консерватории, который в 1920-х годах эмигрировал в США после кратковременного проживания в Германии, где его заметили голливудские продюсеры. В своей аранжировке Тёмкин акцентировал внимание на советских массово-патриотических песнях, адаптировав их для хорового исполнения. Это создавало подлинность представляемых американскому зрителю кинообразов и подчеркивало веру в окончательную победу советского народа.
Реплики, добавленные в фильм американскими сценаристами, придавали ему основательность, патриотизм и определенную патетику, характерную для голливудских картин. Например, от имени защитников Москвы звучали слова: «Это – наш город, наши улицы, наши детские площадки!». Или высказывание о маршале Тимошенко: «Великий воин выступает перед своими бойцами».
В авторском тексте постоянно проводилось сравнение между агрессором и защитниками как на уровне военных, так и среди мирных жителей. Например, «советские девушки-физкультурницы» противопоставлялись «нордическим красавицам» Гитлера. Немецкие солдаты назывались не только «изуродованными пропагандой молодыми людьми», но и «дегенератами». Нацистскому командованию ставился в упрек тот факт, что они не читали «Войну и мир» Толстого, иначе бы знали, что их ожидает на русской земле.
Особое внимание в сценарии уделялось объяснению реалий советской жизни, которые находили отклик в жизни американцев. Так, День советской молодежи сопоставлялся с празднованием американского Дня труда, а Праздник Победы Октябрьской революции – с Днем независимости. В целом авторы видели значительное сходство между многонациональным СССР и этнически разнообразными Соединенными Штатами. Все это подводило к мысли о неизбежной эффективности военного союза двух стран.
Работа монтажера Славко Воркапича сделала советский фильм ближе к образцам американского повествовательного кинематографа, который характеризуется сглаживанием монтажных стыков. В то же время, как мастер динамического монтажа, Воркапич смог добиться изменения темпа внутрикадровых переходов, что придавало киноленте более выразительный характер.
Заслуженная награда
В СССР фильм «Разгром немецких войск под Москвой» удостоился Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства как «убедительное достижение отечественной документалистики», став наглядным подтверждением провала германского блицкрига. Режиссеры и операторы картины были награждены званием лауреатов Сталинской премии.
Зарубежные кинокритики отмечали простоту и четкость советского фильма, который в условиях войны стал одновременно уникальным историческим свидетельством и произведением искусства. Заслуженной наградой фильму стало получение 4 марта 1943 года в Лос-Анджелесе кинопремии «Оскар». Советская лента в категории «лучший документальный фильм» уверенно обошла 25 конкурентов.
Авторы фильма по понятным причинам не смогли присутствовать на церемонии вручения знаменитой статуэтки. Позже приз был вручён советским консулом в Лос-Анджелесе М.Я. Мукасеем и передан кинооператору Владиславу Микоше, который привез его в Москву. Первая для СССР статуэтка «Оскар» отличалась от тех, что вручались позднее. Она была изготовлена из гипса и покрыта золотой краской. В таком виде она хранится в Музее кино и в настоящее время.
Источник: russian7.ru