Город Пугачёв, основанный в 1764 году старообрядцами, вернувшимися из Польши, имеет интересную историю. Первоначально он был слободой Мечетной и расположен на возвышенности Каменный Сырт, на правом берегу реки Большой Иргиз (приток Волги). Находится в 246 км к северо-востоку от Саратова и в 170 км от Самары. В 1772 году в слободе Мечетной появился беглый казак Емельян Пугачёв, который, узнав о волнениях яицких казаков от игумена старообрядческого скита старца Филарета, решил выдать себя за царя Петра II. 11 ноября 1918 года, по инициативе В. И. Чапаева, город Николаевск был переименован в Пугачёв в честь Пугачёвской бригады, освободившей город от белогвардейцев.
На днях в этом городе произошла трагедия: молодые люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, повздорили, что привело к убийству местного жителя. Несмотря на ужасность ситуации, такие случаи не редкость в больших и малых городах России. Однако в этом случае местные жители активно собрались на митинг на главной площади, требуя справедливости. Очевидно, что ситуация привлекла внимание и чиновников, среди которых был и губернатор. Преступление раскрыто, преступник задержан и скоро предстанет перед судом. В Пугачёве такие бытовые происшествия случаются не так уж редко, возможно, с десяток в год.
Интересно, что даже отец погибшего выступил перед собравшимися, пытаясь успокоить толпу. Он заявил, что не имеет претензий к национальности убийцы, обвиняя лишь алкоголь. Но это не помогло. Вспоминая известный случай с Расулом Мирзоевым, когда отец погибшего также занял непримиримую позицию, становится непонятным, почему в этом случае отец пытается утихомирить толпу. Убийца оказался этническим чеченцем, что меняет ситуацию. Теперь вопрос не только о правосудии, но и о национальности преступника стал доминирующим.
В ходе митинга требования местных жителей звучали стандартно: если нельзя выслать всех чеченцев, то хотя бы всех кавказцев. Это удивительно, как после происшествий с участием кавказцев, местное население объединяется с небывалой силой. Возникает ощущение, что сложилось какое-то гражданское общество, но лишь на уровне ненависти к Кавказу. Удивительно, но никто не требует просто наказать преступника; вместо этого звучат призывы о высылке всех кавказцев, несмотря на Конституцию и законы.
Тревожит и то, что многие считают, что в крупных городах законы не действуют. На днях группа байкеров, состоящая из более чем трёхсот человек, окружила отделение ГИБДД в Москве, требуя завести уголовное дело против кавказцев, которых обвинили в организованной автоподставе. Хотя изначально сообщалось, что кавказцы просто хотели познакомиться с девушками, это не помешало общественному давлению. Была достигнута цель: кавказцы «признаются» в том, чего не совершали.
Интернет также активно отреагировал, взрываясь националистическими призывами и фейковыми видеороликами с новостями о «вводе войск» в Пугачёв. Многим показалось, что вскоре начнётся третья чеченская война. Такое впечатление, что общество стремится к новой войне с Кавказом, возможно, для подтверждения предыдущих «побед». Популярные личности тоже поддерживают эту истерию, ведь выступления против кавказцев приносят политические дивиденды.
Странно, что народ сплачивается вокруг таких вещей, в то время как в социальных вопросах остается холодным. Алексей Навальный, которого я всегда поддерживал, даже находясь в предвыборной гонке, занял позицию, распространяя дезинформацию. Не завидую стране, где нацист может стать президентом. Многие кавказцы в России сегодня живут под постоянным давлением. Не исключаю, что после очередной бытовухи в каком-нибудь ночном клубе, посреди ночи, я услышу звуки бейсбольной биты и крики пьяной толпы: «кавказцы, гоу хоум!»