11 октября текущего года президент Медведев, выступая на встрече с американскими бизнесменами, отметил, что коррупция стала обыденным явлением. Действительно, Россия занимает 146-е место из 180 возможных в ежегодном индексе коррупции, составляемом авторитетной неправительственной организацией Transparency International. Этот показатель ставит нашу страну в один ряд с такими государствами, как Нигерия и Уганда, которые всегда считались одними из самых коррумпированных в мире.
2010 год, скорее всего, не принесет существенных перемен в борьбе с коррупцией. Россия останется «черной дырой» на карте мира. Среднегодовой объем взяток и откатов, по оценкам Transparency International, составляет астрономическую сумму в 300 миллиардов долларов, что превосходит ВВП такой страны, как Норвегия. Эти деньги могли бы быть направлены на строительство больниц, школ, дорог, выплату пенсий старикам и пособий матерям-одиночкам. Это те медицинские операции, которые не проводятся из-за отсутствия дорогостоящего оборудования. Это жизни, которые можно было бы спасти при других обстоятельствах.
При таких объемах коррупции Россия за последние десять лет недосчиталась 2-3 триллионов долларов. Если бы эти средства остались в нашей экономике и были потрачены на нужды общества, то по уровню благосостояния мы бы могли сравниться с наиболее развитыми странами Центральной и Западной Европы. Однако, сегодня мы находимся на одном уровне с такими странами, как Сьерра-Леоне, Кения и Зимбабве. Судя по всему, в ближайшие годы нам не избежать этого соседства.
На фоне этих реалий слова президента Медведева о том, что коррупция в России стала обыденным явлением, звучат как приговор. Властный тандем фактически расписался в собственном бессилии переломить ситуацию с коррупцией в стране. Одна из главных причин коррупции в России — это суды. Невозможность защитить свои права через суд порождает вал взяток на всех уровнях власти.
Мы абсолютно беззащитны перед произволом любой власти: будь то инспекторы, контролирующие автомобилистов на дорогах, или респектабельные чиновники из государственных ведомств. Главная функция российских судов заключается в защите государства от его граждан. Одиночные посадки наиболее проворовавшихся коррупционеров не решат проблему борьбы с коррупцией в целом. Коррупция в России носит системный характер и обусловлена естеством действующего государства.
В последние годы в России постепенно сложилось полицейское государство, живущее за счет обирания собственных граждан. Будущее такого государства выглядит мрачным. Обнищание широких слоев населения, сопровождающееся практически неконтролируемым ростом произвола и коррупции, неизбежно приведет к социальному взрыву и повторению событий 1917 года. Такова подлинная цена российской коррупции, которая не отражена в отчетах Transparency International.