Леонид Радзиховский: В терновом венце революции

Недавно у меня в гостях побывала любимая грузинская ТВ-журналистка. С восторгом рассказывала о «арабской весне», свободе и мечтах о скором свержении Путина. Я спросил её, с чего она это взяла, и чем же радуется? «Как чем? Свободная Россия и свободная Грузия – братья навек!» — ответила она. Я замечаю: «Это замечательно… Но чтобы братство было более тесным, свободная Россия может по-братски навалиться «вместе с дверью»!» «Что вы такое говорите?!» — удивилась она. «Я и говорю… Свободная Россия, как вы понимаете, будет не либерально-прозападной, а исключительно НАЦИОНАЛЬНОЙ. Точнее – националистически-совково-имперской. И вот тут уж вам придется потанцевать…». «Да хватит нас пугать!» — воскликнула она. «Какое к черту пугание! Вот вам выборы: против ЕР, но за – КПРФ, ЛДПР, СР!» «Но других же не пустили, из кого выбирать-то!» «Неверно, пустили. Яблоко – какой бы невзрачной ни была эта партия – тоже допустили! На участках за границей оно собирало до 30%, а в России – еле дотянуло до 3%! Ясна диспозиция?» «У них украли… И что по вашему: все плохо, остается только лизать власть, потому что «те другие» еще страшнее?»

На этом я завершаю разговор с симпатичной коллегой и перехожу к более серьезным темам. Первое. Власть сейчас, безусловно, устоит. Никакой «арабской весны» в России не будет – арабов не завезли. До 2016 года у нас есть эта Дума, а до 2018 – Путин. Если бы в ходе массовых (не тысячи, а сотни тысяч!) протестов власть «здесь и сейчас рухнула», история могла бы повторить события февраля-октября 1917 года. Системные трусы, такие как Немцов и Ко, снова потянули бы каштаны из огня для новых национал-большевиков – радикальных националистов, которые пришли бы к власти с настоящим лозунгом «Мы – за русских». Но, похоже, «декабрьской национальной революции» не будет. Нравится это или нет, но Дума избрана, и ни одна из «вторичных партий» своих мест не отказывается. Правда, от думских мандатов готов отказаться только Явлинский и другие обитатели «Эха Москвы». Значит, легитимных способов отменить выборы не существует. (Кстати, протестующие делают важное дело – расширяют пространство свободы для всех, включая тех, кто их наказывает).

И Путина в марте выберут. Зюганов, Жириновский, Миронов – это музыка для торжественного марша президента Путина. А Навальный и 2 миллиона подписей не соберет, а если и соберет – найдется повод их отвергнуть. О «президенте Лимонове» стоит умолчать – таких слов просто нет… Итак, Путин остается президентом до 2018 года. У нас, к счастью, есть передышка, время — до 2016-17-18.

Второе. Нужно понимать, что Система – кончилась. «Что же случилось с ЕР 4 декабря? – Она утонула». Ножницы раздвинулись: юридическая легитимность есть, но моральной нет. Когда в 2016-18 эти ножницы сдвинутся, юридическая легитимность также отрежется. Выборы 2016 и президентские 2018 будут, так или иначе, СМЕНА СИСТЕМЫ. Сегодня это очевидно. Система лишилась моральной легитимности и даже способности говорить. Контракт с обществом «жри – и молчи!», «голосуй – или не пожрешь!» закончился. Де-факто он завершился сейчас. Юридическое оформление развода придет лишь в установленный срок.

Третье. Вторичные системные признаки – такие как Зюганов и Жириновский – исчезнут вместе с ней. Как комсомол и профсоюзы исчезли с распадом СССР. Не останутся после Системы даже улыбки Административного кота. Я уж не говорю, что к выборам 2016-18 Зюганову будет 72-74, Жириновскому – 70-72, Явлинскому – 64-66, а кто такой Миронов – сейчас никому не ясно. Не перейдет черту 2018 и 66-летний Путин, который уже 18 лет во главе государства. Думаю, он это понимает.

Четвертое. И что же будет? Если страна к 2016-18 придет такой же, как сегодня, то власть сама упадет в руки «новым националистам». Больше просто некому. Как их будут звать, трудно сказать, так же сложно определить их вменяемость. Но исходные параметры уже заданы. Против: чиновников и либералов, богатых и бедных, мигрантов и местных, мента и братков – у нас попляшут разные «враги народа». А вот за кого «мы» – кроме пояса Богоматери и самих себя два раза в год (на 9 мая и 1 января) – сказать сложнее.

Пятый. «Есть ли выход из этого исхода?». Сон Веры Павловны…

Шестое. Либо за оставшиеся (подаренные Историей) 4-5 лет будет создана ВМЕНЯЕМАЯ ПАРТИЯ ВМЕНЯЕМЫХ ЛЮДЕЙ, либо это останется лишь частью истории. Смешная история «русских либеральных партий» от Гайдара до Прохорова, от ДВР до Яблока – была дотошной, пока либералы не смогли ответить на запросы народа, набивая карманы. Но этот анекдот больше не смешной. Система, созданная в 1991 году, развалится, и время действовать для либералов истекло — они останутся лицом к лицу с народом. Ничего фатального в этом нет. Это не «первая встреча» 1917 года. Народ совсем не тот, и либералы уже не те. Мы вместе почти 90 лет, и за это время образовался массовый средний класс. Этот класс появился «в тени Вертикали», и когда подрастет, он сможет разорвать её. Поэтому даже не стоит сваливать все на бездарных либералов 90-х. Бездарность у них, безусловно, есть, но и карты были паршивые. Теперь же у нас есть массовая опора, которая не будет довольствоваться одними понтами.

Седьмое. Либеральное резонерство, холуйство и шутовство – это все довольно мило. Но перед нами развилка. Либо к 2016 будет МАССОВАЯ ПАРТИЯ людей вменяемых, либо останутся лишь споры Яблока с СПС о роли Гайдара, Новодворской и Явлинского. Тройной позор, если запрос Истории и массовая опора окажутся без партии из-за интеллектуальной импотенции «партайгеноссен». В эту партию могут вписаться все, включая многих членов «Единой России». «Единая Россия» не едина и разделится на фракции «воров» и «жуликов» и пойдет искать «где оскорбленному есть чувству уголок». Учитывая, что ангелов в политике мало, люстрацию «Единой России», скорее всего, никто не проведет.

Восьмое. Если к 2016 будет существовать ВЫРОСШАЯ САМА, СНИЗУ партия вменяемых людей – вменяемые люди в России выживут. Если её не будет – их «схавят». Не так смачно, как в 1917-91, но нынешний народ куда более изнеженный. Или Россия мягко приземлится на либерально-консервативный аэродром, или будет аварийная посадка на совково-националистический. Демократическая посадка, то есть по воле большинства, произойдет в любом случае – нравится это кому-то или нет.

Девятое. Если власть настолько рефлекторно-тупа, что будет уничтожать такую партию, она точно свьет себе веревку на шею. Только такая партия сможет помочь власти уйти мирно, сохранив «нажитое непосильным трудом». Альтернатива одна – «грабь награбленное партией жуликов и воров!»

Десятое. «Вменяемые люди» – это не поклонники Д.С. Милля или фон Хайека. Это просто люди, которые осознали, что живут не в ХХ, а в XXI веке. Они понимают, что государство должно решать не проблемы имперского величия, а заботиться об удобствах и безопасности обычных людей-избирателей. Власть, которую регулярно переизбирают, должна быть открытой для народа и не бояться к нему выходить. Она должна уважать своих граждан и быть открытой для мира. И это не утопия. Утопия – утверждать, что это утопия. Так живут миллиарды людей, в том числе десятки миллионов в России. Живут вопреки государству.

Ну и наконец, одиннадцатое. Создать такую партию – задача трудная и до сих пор не решенная. Но иного выхода, кроме как «защитной партии», у тех, кто хочет остаться в стране, нет. Или надеяться, что ФСБ защитит…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы