Вот – самый показательный, самый большой и наглядный соцопрос. Что волнует граждан России? На «демократические» митинги собирается 300-500 человек. На «русские марши» – 3-5.000, на последний – 7.000. Марши «наших» не считаем, как и участников парадов – народ сгоняют, подневольные люди – не в счет, все можно помножить на ноль.
Чтобы прикоснуться к «поясу Богородицы», люди стоят по 7-10 часов. Считается, что их там – около 70.000. Несравнимые вещи? Нельзя сравнивать политическую активность и религиозную? Сравнивать можно что угодно с чем угодно. Другое дело – есть ли какой-то смысл в этом сравнении. Мне кажется, смысл – есть. В обоих случаях речь идет о ценностях, о социальных ценностях. И об отношении общества (народа, населения) к ним.
Например, футбол, куда ходят еще больше – это все-таки дело принципиально иное. Просто зрелище в чистом виде. Допускает фанатство – но не Веру. А Вера – это то, что может роднить политику и религию. Во всем мире религиозные шествия собирают сотни тысяч людей – как и у нас.
Отличие России от других стран в том, что на Западе, на Востоке, в США и Латинской Америке политические манифестации – такие же многочисленные как религиозные или вполне сопоставимые. В России на религиозное шествие приходит людей в 10 раз больше, чем могут собрать националисты, в 100 раз больше, чем способны собрать демократы, в 1000 раз больше, чем приходили на суды над Ходорковским и в 10.000 раз больше, чем на любые пикеты в знак любых протестов. И, кстати, гораздо больше, чем пришло, скажем, на похороны Ельцина в тот же Храм – хотя была и постоянная трансляция-накрутка по ТВ и т.д.
Пожалуй, столько приходило лишь на похороны живых богов – Ленина и Сталина. «Что же из этого следует?» Говорит ли это о высокой религиозности (духовности) Народа-Богоносца? О дикости людей, приверженных суевериям (приложился к Поясу – и выздоровел)? Или о чем-то ином? А это уж – каждый волен делать выводы в меру своего разумения.
Во всяком случае – не хлебом единым жив человек, но слова, исходящие из уст политиков, в меню тоже не значатся. И когда наш брат – тролль-мыслитель – в очередной раз горячо спорит друг с другом «как бы это НАМ обустроить Россию», можно иногда отвлечься от зеркала и от партнера и вспомнить про Россию. К примеру, сравнить: сколько людей выходят «по поводу обустройства» (в любых вариантах), а сколько – как и 100-200-300 лет назад – к Поясу. А потом можно с новой силой обустраивать «Россию в Интернете».