Кадры решили все

Можно спорить о том, собирался ли Сталин нападать на немцев или нет, готовилось ли столкновение двух превентивно-агрессивных армий. Но о том, что произошло после 22 июня, спорить не приходится. Масштабы трагедии до сих пор часто не осознаются. Это объяснимо: пропаганда не затрагивает эту тему, ограничиваясь общими эмоциями, а школьные учебники забываются. Поэтому напомню для читателей.

Менее чем за полгода (июнь – декабрь 41 года) немцы захватили территории с населением в 70 миллионов человек, из которых в 41–44 годах погибли около 13 миллионов. Эти территории СССР были окончательно отбиты лишь в конце 44 года. Можно сказать, что почти вся Вторая мировая война – это расплата за 41 год.

С другой стороны, вся война на территории Германии продолжалась всего 4 месяца: с января по апрель 45 года. В боях на самом немецком фронте наши потери составили около 100.000 человек. Если бы Красная Армия изначально, как планировал Генштаб, вела боевые действия на территории противника, то, возможно, сроки и потери были бы больше, но не в десятки раз, а, пожалуй, в сотню раз меньше, чем реальные потери в ВОВ.

При этом СССР значительно превосходил Германию по качеству и количеству вооружения. На 21 июня у СССР в Западных округах было 12.800 танков (из них 1.500 «КВ» и Т-34, не имеющих аналогов в Германии) – у немцев 3.700; у СССР – 10.700 самолетов, у немцев – 5.000; у СССР – 60.000 орудий и минометов, у немцев – 47.000. На эту технику 20 лет, изматывая силы народа, работала вся страна, что было основным оправданием для коллективизации и итогом индустриализации.

К 10 июля СССР потерял 11.800 танков (в основном их просто оставляли), немцы – 350. СССР потерял 4.000 самолетов, а немцы – 800. Однако после этого военное производство СССР продолжало превышать немецкое. В 1941-42 годах СССР произвел 157.000 орудий, Германия – 62.000; СССР – 272.000 минометов, Германия – 14.000; СССР – 29.000 танков, Германия – 10.000; СССР – 30.000 самолетов, Германия – 20.000. Всего за войну СССР произвел 105.000 танков и самоходных артиллерийских установок, США – 88.000, Германия – 47.000. По артиллерии: СССР – 517.000, США – 257.000, Германия – 159.000.

Безусловно, это отражает силу сталинской системы с ее сверхмилитаризованной экономикой и беспощадностью к людям. Например, царская Россия в 1914-17 годах значительно отставала от Германии по всем отраслям военной промышленности. В общем, по вооружению СССР всегда сильно превосходил Германию, а по живой силе – также.

За годы войны в РККА было призвано 34.500.000 человек (не считая партизан), а в вермахт и СС – 21.100.000. Численность румынской и венгерской армий трудно определить, но это вряд ли что-то изменяло, так как население Румынии составляло 13 миллионов, а Венгрии – меньше 10 миллионов. Таким образом, у Красной Армии было значительно больше ресурсов, но в 1941-42 годах они воевали заметно хуже.

За 1941 год безвозвратные потери Красной Армии составили 3.137.000 человек, из которых 2.335.000 оказались пленными или без вести пропавшими. Безвозвратные потери Вермахта – 301.000. Ужасная ситуация — даже не разгром, а погром. И это при том, что 20 лет, начиная с конца Гражданской войны, все – промышленность, пропаганда, партийный аппарат и госбезопасность – работали исключительно на войну.

Причин таких позорных поражений много, но одна из самых очевидных – неадекватность Сталина. Во-первых, он в 41-42 годах неразумно гнал свои войска в котлы, «воевал не ту войну». «Красная Армия не отступает» – это была пропагандистская сказка, ставшая военной доктриной, но реальность ее опровергала.

Во-вторых, подбираемые им полководцы тоже не блистали. «Кадры решают все», говорил Вождь. В 1937-40 годах из 1.500 высших военных чинов были репрессированы 590 человек, почти все расстреляны. Некоторые утверждают, что уничтожались не лучшие военные. Однако те, кого Сталин сохранил, тоже не смогли продемонстрировать должный уровень управления. В 1941 в РККА было 5 маршалов. Ворошилов и Буденный командовали фронтами и нанесли огромный ущерб. Сталин долго терпел их, а затем лишь отправил в глубокий тыл.

Маршал Кулик также проявил себя показательно слабо, его разжаловали в генерал-майоры, а затем расстреляли по обвинению в «заговоре». Нарком обороны Тимошенко не показал себя лучше и после 42 года не принимал активного участия в войне. Единственным грамотным специалистом среди маршалов был замнаркома Шапошников.

К 22 июня генералов армии было тоже всего 5. Павлов был расстрелян за провалы в командовании Западным фронтом. Тюленев и Апанасенко не участвовали активно в войне. Мерецков тоже проявил себя слабо на Волховском фронте, хотя по итогам войны стал маршалом. Исключением был Жуков, который оказался настоящим полководцем.

К 22 июня количество замнаркомов обороны, включая армейского комиссара I ранга Запорожца, было значительным, но их роль в войне оказалась ничтожной. С такими кадрами Сталин готовился сражаться с немцами. Настоящие военачальники ВОВ стали проявляться лишь к 1943 году, выйдя из рядов полковников и генерал-майоров.

Также очевидной причиной ужасной ситуации было нежелание многих людей воевать, они не считали власть «своей». Несмотря на миллионы советских листовок, немцы не могли склонить людей на свою сторону, в то время как советских перебежчиков было десятки тысяч. Почти миллион советских граждан воевал в немецких вспомогательных частях, среди них – сотни тысяч русских. Антикоммунистическая, антисемитская, антиколхозная пропаганда немцев находила отклик в сердцах многих.

Немцы рассчитывали, что после первых поражений советская система рухнет, как рухнула царская Россия. Однако этот план провалился, так как беспощадность немцев ожесточила большинство населения. Да, коллаборационистов было много, но реальная ненависть к захватчикам испытывали десятки миллионов людей.

Сможет ли народ устоять перед жестокостью гитлеровцев и сталинской репрессией? Об этом следует помнить, когда обсуждается цена Победы. Определяя, кто внес наибольший вклад в эту Победу, можно выделить несколько ключевых фигур. Сталин, Жуков и Берия занимают наиболее важные позиции, поскольку их влияние прослеживается и в поражениях 41 года, и в победах 42-45.

Стратегии этих трех личностей были взаимосвязаны, и каждая из них имела свои важные задачи. Дальше можно выделить Маленкова, Рокоссовского, Василевского, Абакумова и других. Главное заключается в непреклонной беспощадности как к врагам, так и к своим. Это, на мой взгляд, и определило возможность Победы и ее цену, а также порождает непростой вопрос: где заканчивается победа страны над врагом и начинается победа системы над самой страной?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы