Прочел первый сигнал, который, наконец, отправил на родину Игорь Сутягин. Много слов, много сантиментов – по-моему, это рассчитано и не слишком искренне. Впрочем, такие письма писать – не заметки для сайта. Отсидев 10 лет (а чего ж зарекаться?), я, небось, и дар речи бы потерял. Во всяком случае, ни слова по существу дела. «Об этом я расскажу когда-нибудь». Ну что ж – когда-нибудь так когда-нибудь. Вернуться Сутягин имеет право – гражданин РФ, помилован. Двойное гражданство – он вроде бы гражданин Англии? – у нас, слава Богу, не запрещено.
Спорить с фанатами глупо. Они твердо знают, что Сутягин чист как слеза ребенка, а все, кто в этом сомневаются (я, например), – сами агенты. Сексоты ФСБ. И пишут по заданию спецслужб. Правильно: в сознании истинно советского человека АБСОЛЮТНАЯ ВЕРА в невиновность «наших» есть оборотная сторона АБСОЛЮТНОЙ ВЕРЫ в виновность «ваших». (А кто там «наши», кто «ваши» – неважно; была бы мания/фобия, а объекты найдутся). Защищают до последнего не неведомого им Сутягина, а свою «комплексную картину мира», где арестованный НЕ МОЖЕТ БЫТЬ виноват: «мусора! Волки позорные!». А если он виноват – то все мировоззрение кренится… Но раз уж я ввязался в эту историю, закончу.
Деньги ФСБ надо отрабатывать до конца – а то обидятся, а они люди нервные… Итак, напомню краткое содержание предыдущей серии. Заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики Института США и Канады Игорь Сутягин. Институт непростой, и сектор непростой. «Военное направление» этого института создал легендарный генерал-лейтенант ГРУ Мильштейн (в годы ВОВ один из руководителей стратегической разведки ГРУ). Сейчас это направление возглавляет генерал-майор ГРУ В. Сизов. Так что о разведке Сутягин мог знать не только из детективов.
Сутягин знакомится с двумя англичанами: Надя Кидд и Шон (Джон) Локк. Они предлагают ему: а) собирать какую-то информацию о наших подлодках; б) платят за это сперва 700 фунтов, затем 1000 фунтов в месяц; в) договора нет, деньги наличными; г) данные надо передавать не по электронной почте. Сутягин на допросе сообщил: «Надя вызывала у меня сильное подозрение в том, что является сотрудником какой-то спецслужбы. Я чувствовал себя дискомфортно, душа не лежала к такому сотрудничеству. Я решил отказаться от этих встреч и связей». Но не отказался. Слишком велик был соблазн заработать.
У него эти слова вырвали под пыткой? Нет, даже адвокаты такого не утверждали. Значит, он считал Надю шпионкой, но за деньги работал с ней. Но фанаты Сутягина этих слов НЕ СЛЫШАТ! После ареста Сутягина Надя и Шон-Джон как сквозь землю провалились, вместе со своей фирмой. Ни единого интервью и т.д. Сутягин решил подстраховаться – не передавал сведений под грифом «секретно» (по крайней мере, это не доказано), а делал анализ открытой информации по интересующей его теме. Был признан шпионом, получил 15 лет. Был признан узником совести, стал почетным членом русского ПЕН-клуба.
Мое впечатление. Сутягин был связан с английской (или американской) разведкой, работал на них за деньги. Но при этом старался «крутить динамо»: «флиртовать», но не «трахаться». Поэтому избегал передавать секретные сведения. Надеялся таким способом всех перехитрить: и от «них» (ЦРУ? МИ-5?) получить деньги, и от ФСБ уйти. Расчет понятный, но ошибочный.
Закон о шпионаже содержит на сей счет ловушку. Не только передача иностранным агентам секретных, но и ИНЫХ сведений (не оговорено каких именно) может считаться «шпионажем». Здесь есть центральный, но до конца НЕПРОЯСНЕННЫЙ вопрос. Нанесли ли сведения, переданные Сутягиным, его анализы и т.д. вред «обороноспособности» страны – или нет? Отмазка про «несекретность» глупа: АНАЛИЗ, сравнение двух открытых материалов МОЖЕТ открывать секрет, которого нет ни в одном из них по отдельности. Системный эффект – штука известная. А может и НЕ ОТКРЫВАТЬ! Так нанес Сутягин реальный вред – или нет? Открыл РЕАЛЬНЫЕ тайны или нет? И вот на этот, самый интересный вопрос ответа нет. И не будет В ПРИНЦИПЕ.
В таком ПОГРАНИЧНОМ случае суд это решить просто не может. Потому что эта тема – ТЕХНИЧЕСКАЯ, а где два эксперта – там три мнения. И никогда не договорятся… А судья (и присяжные) отнюдь не эксперты. Так что же, полный произвол трактовок? Да, пожалуй … Но есть добрый совет. Если вы считаете Надю шпионкой – общайтесь с ней, у нас открытая страна. Но не выполняйте ее ЗАДАНИЙ. И не берите у шпионки-Нади ДЕНЕЖКИ. Целее будете.
А если берете у шпионки-Нади бабки и передаете ей «открыто-военные» сведения, то за эти деньги вам придется заплатить! Сыр в ЭТОЙ мышеловке стоит дорого. НЕ НАДО ЗА ДЕНЬГИ РАБОТАТЬ НА ИНОСТРАННУЮ РАЗВЕДКУ: дороже обойдется. Вот такая неожиданная идея.
Итак, кто такой Сутягин? «Узник совести»? Нет. Узник жадности. Но человека все равно жалко. Заслуживает ли 15 лет? Нет. Ясно, что во всяком случае никакого ВЕЛИКОГО вреда «обороноспособности страны» он не нанес. Этого ни один эксперт не утверждал. Шпионский флирт г-на Сутягина вызывает человеческое отвращение – ну, в самом лучшем случае, это — «разводка», системная ложь, а в худшем… грязный, в общем, бизнес.
А вот приговор и 10 лет пребывания в тюрьме вызывают человеческое сочувствие – прежде всего из-за очевидной НЕСОРАЗМЕРНОСТИ преступления и наказания. По здравому смыслу г-н Сутягин заслуживал ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ в ФСБ – без привлечения к уголовной ответственности. Или, в крайнем случае, какого-то символического срока – как символическим был и шпионаж. Но, увы! Закон о государственной измене сформулирован по принципу «все – или ничего». От 12 до 20 лет! Совершенный АБСУРД – и как раз дело Сутягина это показывает.
Адекватный закон – опять же, исходя хотя бы из этого дела – должен был бы иметь ШИРОКУЮ ГРАДАЦИЮ. От условного срока (или года-двух) – до пожизненного заключения (напр., в период войны и т.д.). Это – в интересах Государства. Но не в интересах ведомства. Конечно, если так смягчить закон у нас, пожалуй, половина секретных физиков «побегут в шпионы» – такая опасность тоже есть. Так что вопрос тут непростой.
Но, во всяком случае, «чтоб запугать других», давать явно НЕАДЕКВАТНЫЕ сроки – тоже никуда не годится. По крайней мере, ВОЗМОЖНОСТЬ гибкого рассмотрения дела должна быть. Ну, а что касается свято верящих в «узников кровавой гэбни» или «кровавых изменников Родины» – завидую им… Блажен, кто верует! Тепло ему на свете.
