Я был одним из многих, кто протестовал против украшения Москвы на 9 мая портретами Верховного маньяка. Теперь, когда стало окончательно ясно, что их не будет, можно сказать, что с исторической точки зрения появление портретов «нашего Читкатилы» было бы абсолютно справедливо.
Дело не только в всем известном перечне – Верховный, председатель ГКО, предсовнаркома, генсек ЦК и т.д. «Дедушка Калинин» или «маршал Ворошилов» занимали несравнимые, но, по-своему, тоже важные должности. Но толку от них было – что с козлов молока (правда, в 41-м Ворошилов загубил по кретинизму несколько десятков тысяч человек под Ленинградом). Влияние их в ходе войны было равно нулю. Сталин же был реальной душой всего госмеханизма. Не артиллерия, а он работал Богом войны. Поэтому и была такая война. И победа тоже была – поэтому. «Тройка» внесла наибольший вклад в войну: Сталин и два его зама – маршал Жуков и маршал Берия.
Мера безжалостности и беспощадности у всех трех была примерно одинаковой. Но из них только Сталин был явным психопатом, с очевидными садистскими наклонностями. Эффективный менеджер Берия – вопреки своей должности и своей легенде – не был маньяком. «Убрать» человека (в том числе и своей рукой) – это для него что стакан воды выпить. Однако, как показала его краткая деятельность в марте-июне 1953, если он не видел необходимости в убийствах и не получал приказа, он не занимался террором «для кайфа». Что касается Жукова, то вне всякого сомнения он был одним из лучших полководцев ХХ века, но не развлекался охотой на людей ради процесса охоты. Солдат, безжалостный солдат, но не палач.
Этим оба они резко отличались от Сталина, который уничтожал людей, в том числе своих близких друзей, с «художественной выдумкой» игры в кошки-мышки и очевидным кайфом. Да, эта война была сталинской войной. Total war – против внешних врагов (немцев) и внутренних (свой народ). Вот такой Второй фронт… Вся политика большевиков была не просто подготовкой к войне. Как абсолютно точно сформулировал гениальный создатель большевизма, «превращение империалистической войны в гражданскую войну – есть единственно верный лозунг». Поэтому вся политика большевиков в 1917-41 году была войной. Гражданской войной власти против своего народа.
И то, что именно Сталин – не Троцкий, не Зиновьев, не Бухарин, а именно Сталин – возглавлял партию и государство было совсем не случайно. Именно он лучше всего подходил к роли палача народа и Верховного Главнокомандующего в войне против народа. Это отлично понимал Ленин, и поднял Сталина. Правда, потом он ужаснулся своему ученику и попытался заменить «повара острых блюд». Но это всего лишь частности. В главном Сталин был честен, когда сказал: «Что касается меня – я только ученик Ленина. И цель всей моей жизни – быть достойным Его ученика». Он добился цели – и правда, ученик был достоин учителя. Даже превзошел во многом.
Перманентная революция, перманентная гражданская война – вот вся политика партии. Тут и диктатура партии, и суды ОГПУ, и процессы «спецов», и уничтожение кулаков, и коллективизация, и голодомор, и «внутренняя гражданская война» в самой партии (1937) и истребление целых классов «потенциально опасных» в 1937 и все 24 года государственного террора с 1917 по 1941. Поэтому то, что для нас сегодня кажется разрывом времени – «22 июня, ровно в 4 часа» — для Сталина было лишь продолжением войны другими средствами.
К гражданской войне, которая не прерывалась ни на секунду, добавилась война с внешним врагом. Но враг оказался очень серьезным – это уж не «троцкисты», не кулаки. И под ударами этого врага режим чуть не рухнул. На усиление опасности Сталин и его машина реагировали единственным известным им способом – новым усилением жестокости. Заградбаты, штрафбаты, трибуналы, переселения враждебных народов и т.д.
А на пути к победе сталинская тактика выжженной земли была выражена во всей своей жестокости. Париж объявили «открытым городом», немцы в СССР «открытых городов» не нашли. В 1945 Гитлер попытался использовать ту же тактику, но у него не вышло. Гитлер, который говорил, что «национал-социализм есть большевизм, очищенный от интернационализма», восхищался Сталиным. «Беда в том, что я был слишком добр. Если бы я, как Сталин в 1937, уничтожил эту сволочь – мы бы выиграли войну». Сколько миллионов людей погибло из-за сталинской тактики ведения войны? Никто никогда не ответит.
Но сколько людей было спасено от немецкой оккупации благодаря этой тактике? Весь оставшийся народ – вот сколько. И правда состоит в том, что иначе победить Германию было невозможно. Да, при другой политике Запада и СССР войны могло не быть, были шансы парализовать Гитлера еще в 1939. Но этой «другой политики» быть не могло. Запад был парализован своей глупостью, а Сталин, в соответствии со всей идеологией большевизма, хотел войны.
Так или иначе, когда война началась, победить в ней мог только самый безжалостный. Жалевшая своих людей Франция была просто «сдунута» Гитлером. И ничего бы с ним не поделала Англия. Тотальную войну Гитлера можно было перебить только другой тотальной войной. И к этому были готовы только большевики. Так стоит вопрос в 1941-43 годах. Для Сталина тут вопроса не было. Истребление своего народа – дело привычное.
Перманентная гражданская, перманентная революция – нам ли привыкать? И в этом смысле Сталин – творец победы. Той самой победы, которую и празднуют 9 мая. Победы со сталинскими усами, вымокшими в крови. Эта победа стала высшей точкой русской державной истории. Высшей точкой русской военной славы. Россия спасла мир – без малейшего преувеличения. И мир обязан быть благодарен России. В первую очередь – евреи, которые были спасены от полного истребления.
Для русского государства, русской истории – это величайшая победа. Для отдельного русского крестьянина в шинели – из огня да в полымя. Далеко не «достаточно», но необходимо выдавить культ государства-тирана. Разделить победу народа от победы над народом. Одержать моральную победу над Сталиным, большевизмом – пусть через 65 лет после военной победы над Гитлером. Многое должно измениться в стране, в том числе в ее символике, в том числе и 9 мая. Я думаю, что постепенно уйдет и грохотание железа, и сталинские парады державной мощи, а вместо них будет праздник людей…
Но хоть от портретов тирана избавились – и то хорошо.