Владимир Соловьев восхищается «тончайшей игрой» Татьяны Батуевой и ее мужа. По моему мнению, это слишком тонкое восприятие – какая там «игра»? На что сегодня могут повлиять запахи из кухни 10-летней давности? Тот суп съеден, переварен – и что делать с пожелтевшими обрывками его рецепта? Стало известно, что совесть России, Минкин, нынче пишет «письма Президенту», а раньше, по просьбе Березовского, обращался к ветеранам. И что с того? «Пишите, Шура, пишите»… Не знаю… По-моему, тут нет никакой «игры» — едва ли так наивны Т.Б. и В.Б., чтобы считать, что их осторожные мемуары могут хоть на что-то повлиять.
Но само по себе это интересно. Спасибо Т.Б. Интересны не только ее размышления о «многозначном Борисе Абрамовиче» и «чистом Романе Аркадьевиче». И не аккуратно отобранные факты – разве что для «историков интриг», которые будут писать свои диссертации. Да и то… Какие там сенсации? Ничего минимально острого – т.е. опасного для людей (а значит и для себя) Т.Б. там не пишет и не напишет. И правильно делает. Зачем ей неприятности? А поговорить хочется – вот она и пишет осторожно. Так что же в этом, по-моему, занимательного? Да то, что важнее любых денежно-криминальных подробностей из жизни «профессора в законе». И не только о Борисе Абрамовиче речь.
Ценно другое – напоминание не об этом Агасфере, а об атмосфере. Чем интересен Борис Абрамович? Увы, не тем, что «Абрамович» и не тем, что «многозначен», и не тем, что демоничен; не тем, что доктор наук и профессор по «женской части», читал книги о Кавказе, торговал машинами и многое другое успел натворить в своей суматошной жизни. Малашенко тогда сказал верное слово: семья. Ага, семья. Россией правили из кухни – что нам и напоминают. Т.Б. обсуждает, кто на этой кухне и как себя вел, кто у кого воровал ложечки, кто ронял крошки на скатерть, что делал Александр Васильевич, Владимир Александрович, Роман Аркадьевич, Федоров из фонда спорта и другие. Что объединяет всех этих людей? Что их отличает друг от друга Т.Б. объясняет. А что объединяет? Пустяки. Мелочь, о которой Т.Б. не поминает – это ей просто в голову не приходит. И почти никому из читателей – тоже. И правильно, что не приходит. Не приходит в голову, потому что этого в России нет. Не было. И не будет. А пустячок этот называется: закон.
Все эти люди действовали без законного мандата, а значит – вопреки закону. Легитимным во всей этой гоп-семье был только «дед»: Ельцин Б.Н. Он занимал официальный пост, на который был – так или иначе – избран. Он нес – хотя бы формально – какую-то ответственность… правда, непонятно перед кем. Но легитимность Ельцина на «семью» никак не распространялась. Так кто же остальные? Да – никто. То есть, наоборот – все. Реальные правители страны «с названьем кратким Русь». Васильичи, Абрамычи, доктора наук, тренеры по теннису, милые молодые люди, немилые и немолодые, «в законе» и по беспределу, любящие Родину-Мать, Одессу-маму, Ростов-папу, никого кроме себя не любящие, физики, лирики… Это все – детали. Суть — в другом. Их никто не выбирал. Их никто не назначал. Они ни перед кем не несли – и не могли нести – никакой ответственности. Они и рулили этой страной при полном ее равнодушии.
А закон был один: что выгодно семье – то и Россия сожрет, никуда не денется. Вот это и интересно. Это очень легко осуждать и кивать на «лихие 90-е». Труднее задать себе вопрос: а сейчас – иначе? Еще труднее назвать другие фамилии (впрочем, ими полон Интернет), которые, как утверждают – а поди проверь? – сегодня «трудятся на кухне». Но еще труднее сделать еще один шаг. И спросить себя: а как иначе? Как в России может быть иначе? Если бы рулил не Борис Абрамович, а законно избранные Народом орлы свободы России — Владимир Вольфович и Геннадий Андреевич, было бы лучше? По закону — да. А было бы разумнее? А воровали бы – меньше? Или просто воровали бы другие? Или те же самые – только Роман Аркадьевич свои чудные душевные качества показывал бы не только дочери Бориса Николаевича, но и дочери Геннадия Андреевича и сыну Владимира Вольфовича?
Закон лучше беззакония. А законная и тяжкая «дума Зюгановых» лучше беззаконных «мыслишек Березовского»? Чем лучше? Адекватнее что ли? Умнее? Больше о матушке-Родине печется? Наконец, просто – действует законнее? Не за взятки? Не по понятиям? Сколько среди избранных народом депутатов было «в законе»? Смотрите Компромат ру. Да и не в отдельных народных избранниках дело… Деятельность советского парламента – съезда нардепов – была честнее, чем работа «семьи»? Адекватнее? Полезнее для «избравшего их народа»? Кстати, тот же Борис Абрамович, получив «корочку» (секретарь СНГ, зам. секретаря СБ), став «законным Борисом», стал действовать законнее? Стал мыслить в рамках закона? Переродился, от понятий перелетел к закону? Как О.Бендер – до «Рогов и копыт» был один Бендер, а «с казенными копытами» стал другим? А О.Н.Сосковец и вовсе занимал пост казенней казенного. А действовал – тоже по закону? По смыслу и букве оного?
Вот это и есть, пожалуй, главный вывод. Не в мундирах дело. Это после 1990-х изменилось – в таком наглом виде «адская кухня Березовского» не существует, не чадит на весь мир, а «Роман-приятный-во-всех-отношениях» на километровой яхте отбыл в Лондон. У власти – законные чиновники, государство восстановлено в правах. И опять вам плохо! Да на вас, господа, не угодишь!
Но дело в том, что, надев мундир, получив формальные полномочия, «новые русские – чиновники» продолжают путать личную шерсть с государственной, а государственные обязанности и права – с личными, корпоративными. Вечный разговор – «в России много бюрократии». Какая чушь! В России НЕТ бюрократии. Это-то и беда. Да, есть отдельные чиновники, действующие формально, бездушно, люди-параграфы, люди-функции. Но не они определяют дух и стиль системы. Определяют другие – только прикрывающиеся казенными параграфами (что ленился делать проф. Березовский), но сами по-прежнему «разводящие» и «решающие вопросы». А разница между чиновником государственным и чиновником семейно-корпоративным проста и всем известна. Она лежит у этого чиновника – в кармане. Вот и все «государственное право». Так что же выбор в России – это не выбор между Семьей и Законом, а просто выбор между разными семьями? Выбор, какая семья окажется «в законе»? Выбор народа между разными рогами на свою голову и разными копытами, какими его топчут? Впрочем, не заморачивайтесь. Ведь и этот выбор делают – за нас, без нас. Вот разве что нам напишут прочувствованные «письма на 9 мая» от имени президента и по поручению БАБа. А мы? Мы все это знаем. Мы всем этим довольны. Мы ничего иного не заслужили. Так что – все вполне справедливо. Жаловаться – некому. И не на кого.