Объяснять анекдот – занятие, популярное и пошлое. Но моя статья о «американском заговоре» не анекдот. Это зеркало, поднесенное к анекдотической идеологии «русских патриотов». Поэтому, как говорится, объясняем еще раз. В комментариях – признаюсь, все прочесть не смог – как и следовало ожидать, авторы стараются сохранить свою картину мира и усвоить несомненные факты. Картина мира патриота известна: США – экзистенциальный враг России. Кроме того, они выступают в роли международного бандита, занимающегося убийствами с целью ограбления. Убийства – в Ираке, ограбление – там же. Убивать, чтобы захватывать чужую нефть. Вчера – Ирак, завтра – Россия. Картина целостная, простая, увлекательная и эмоционально яркая. Взгляд, конечно, варварский, но – неверный.
Экспериментальным опровержением этой картины мира служит поведение американских оккупантов в Японии, Корее и Германии, где они никого не ограбили, а помогли создать мощные экономики, конкурирующие с американской. Почему они так себя вели – отдельный вопрос. Но сначала зафиксируем факт. Еще одним опровержением этой теории является Ирак. Нефть Ирака (как и всех стран Ближнего Востока) как при Саддаме, так и после его свержения принадлежит Государству Ирак. К разработке этой нефти допускаются иностранные, в том числе российские компании на тендерах, проводимых правительством Ирака. Месторождения получают те, кто даст больше денег. Все эти компании платят налоги Ираку. А нефть – как при Саддаме, так и после его свержения – продается в Европу, в основном, частично в США. В Европу – за евро, в США – за доллары. При Саддаме были еще санкции, но это отдельный разговор, в детали которого влезать бессмысленно. США и отдельные компании американской юрисдикции не стали собственниками иракской нефти. США не распределяют тендеры. США не получают налоги от иракской нефти. Все. Теория о убийстве с целью нефтяного ограбления – лопнула. Ничего подобного!
Меня играючи срезали: – «А американцы все равно напали на Ирак. Выкуси!» – «А американцы бомбили Хиросиму. Съел?!」 – «А Лукойл и Газпром-нефть принадлежат не народу России, а олигархам! И пошел ты!» – «А янки пустили Лукойл и Газпром-нефть в Ирак, потому что… Обделались в Ираке! И наши компании их там спасут! Да-с, спасут!» – «А янки сегодня пустили наши компании, а когда они, тупые, нефть выкачают, они… это… ну, отберут нефть взад! Знаем мы это американское правосудие! Грабители и убийцы – факт!!!» – «А вообще! Мы добываем нефть, мы ее продаем за доллары, а доллары Кудрин и олигархи обратно вывозят в Америку! Им все равно – Лукойл это или Шеврон – все равно, все деньги у них!»
Последний аргумент особенно хорошо сочетается с идеей, что США хотят «захватить-расчленить Россию ради нашей нефти… как уже захватили Ирак». Вот такая картинка пещерного мира. Я отлично знаю – изменить ее НЕЛЬЗЯ (хотя и развлекаюсь этой игрой). Потому что тут – чувство. А чувства не поддаются разуму, наоборот – разум обслуживает чувства. Особенно чувства, на которых держится мировосприятие. Вынь чувства – и картина мира распадется. Кто же это себе позволит? Вот и склеивают лопнувший сосуд какими угодно слюнями. Гнев уважаемых патриотов понимаю – тем более, я же его сознательно спровоцировал. Не отрекаюсь.
Теперь изложу и свою точку зрения о том, чем США руководствуются в своей внешней политике. Тут нет ни тайны, ни великих откровений. Все очень просто, много раз названо. Динамичное мировое равновесие. Мягкая сила. Американское доминирование – финансовое, информационное и технологическое. Эти принципы не меняются от президента к президенту, они устоялись очень давно, по крайней мере, после Вьетнама и уж точно – после 1990 года. Американцы не занимаются нефтяным грабежом – это не вписывается в данную систему. Им важно сохранять равновесие Мировой Системы, почему для этого им понадобилась та же война в Ираке, была ли тут ошибка и т.д. – отдельная и длинная тема.
Системы, в которой они заняли центральное место – и хотят его подольше сохранить, вместе со всеми своими системными выгодами. Выгоды известны – доллар как мировая резервная валюта, монополия в ряде важнейших технологических отраслей, культурное доминирование и т.д. При этом они готовы к конкуренции, даже сами растят себе конкурентов (Япония, Германия). Конкуренция – двигатель капиталистического мира. И пока она идет «по правилам», США надеются выигрывать – как выигрывали последние 60 лет. Мягкая мировая империя. Редкое силовое давление (Ирак, Афганистан), длиннющий поводок для всех стран, практическое невмешательство в чужие внутренние дела (в ту же Россию).
Так и устроено изнутри любое государство, особенно демократическое. Оно мягко контролирует – через налоги, СМИ, технологии – каждого человека, в остальном давая ему полную волю («мой дом – моя крепость»), в том числе волю проклинать публично это государство. Больше нет нужды в грубом насилии Средних Веков. И только в самых крайних случаях приходится прибегать к полицейской силе. Так устроена политика США внутри своей страны – так действует мировой жандарм и вовне. Чем длиннее поводок – тем прочнее, стабильнее система. Но все-таки поводок должен быть – соблюдение широких правил игры, игры, в которой США всегда пока что выигрывают.
Вот, собственно, и весь «Pax Americana»: самая худшая система, какую можно вообразить… не считая всех остальных, известных за последние 10.000 лет. Американцы делают ставку именно на мягкую силу, рассчитывая, что такой мир удобнее для всех, и поэтому остальные страны – ругая, завидуя, проклиная США – все-таки принимают их систему. В альтернативе: мягкая сила и системное влияние – грубая сила и прямой диктат, мир выбирает первое. Это называется – прогресс. Прогресс по-американски. Его не нужно навязывать грубой силой, тем более тут исключены территориальные захваты. И сломать его грубой силой нельзя. Разве что грубой руганью. Зато в рамках – вполне широких – этой системы можно развиваться. Что вполне успешно делают одни страны, и не слишком успешно – другие. Россия из числа этих последних. Кто же в этом виноват? Разумеется, тысячелетние враги России, пиндосы с песьими головами!