Зачем Россия снова и снова наступает на украинские грабли, прекрасно понимая, что ничего, кроме шишек, здесь не найти? Дела сугубо внутренние? Да, безусловно. Отношения с Украиной для России – это вполне ВНУТРЕННЕЕ дело. Но в каком же смысле?
Отвлечь собственное население от реальных проблем, «сунуть вместо груди – соску-пустышку»? Да, разумеется, и это тоже. Поднять личный рейтинг громкими заявлениями? Конечно. И порадует верного пиар-отряда, который так успешно распилил бюджет «украинских выборов-2004», что до сих пор ходят легенды. И это тоже – собаки-то хоть и беспородные, но любимые… Но дело не в этом.
Распилы, откаты, рейтинги-шмейтинги, кидалово всех сортов… Это текучка, мелочь презренная. И не стоит она тех явных политических потерь, которые Россия (а точнее Кремль) испытывает от «работы на украинском направлении». И это хорошо известно. Нет, это все – вторично. А первичным является запрос общества. И власть, как умеет, его исполняет (не забывая подстегнуть, само собой – закон торговли).
Нет, у российского общества нет, разумеется, никакого «запроса на Януковича» (эту фамилию добрых 80% населения России и не знает). И нет запроса на какую-то конкретную грызню с Украиной, на те или иные пиар-акции. Запрос же российского общества куда капитальнее. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе. Империя… Империя – не Империя, а вот без Украины Россия неполная! Так это чувствует добрая половина России!
Для полноты самоощущения русскому обществу не нужна чужая Средняя Азия. И не нужна чуждая Прибалтика. Нелюбимое Закавказье тоже не нужно (о Северном Кавказе разговор непростой). А вот Украина – НУЖНА! Даже сильнее, чем Белоруссия. Почти 400 лет вместе, но уж 300 – точно. Происхождение – Киевская Русь. Религия. Славянство. В общем – Украина! «Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!» Уж во всяком случае, гораздо больше, чем в украинском сердце в слове «Москва». Неразделенная любовь! Переходящая в жестокую ревность. «Меня не любишь – но люблю я, так бойся же любви моей!»
Заметьте, Россия не в силах сформулировать свои реальные претензии к Украине… Транзит газа, НАТО, ЧФ, голодомор… Детали-детали. С кем нет своих деталей? Да только ни с кем нет такого ожесточения эмоций. Потому что не скажешь ведь: «Люби меня!». Смешно, а сказать-то – хочется! Только личное – и никакого бизнеса! Отсюда – бесконечные приговаривания про «братские народы» и даже про «разделенный народ». И это – не пиар-балалайки!
Самое интересное, что почти так чувствуют миллионы, десятки миллионов в России! Но не на Украине! Почему я набрался смелости так заявить? По результатам выборов. Потому что все бесконечные пророчества про «раскол Украины» и «сепаратизм» оказались пустыми. Потому что русское и русскоязычное население Украины не хочет в НАТО, но не хочет и в Россию, а хочет в Европу! Вот поэтому я так и считаю… Многие украинцы делают бизнес в России, все хотят ездить без виз, но на этом их «список пожеланий» исчерпан. Никаких «капитальных пожеланий к России» у них нет. А у России к Украине – ЕСТЬ!
России, русскому народу для самоидентификации нужна Украина. Россия = Великая Россия = Россия + Украина. Жжет неудовлетворенное ощущение великодержавности. Иначе быть не может – при русской истории. Украине, ее народу (включающему и этнических русских, и «русских украинцев») для самоидентификации нужна… тоже Украина. Но совсем в другом качестве. Украина = Украина. У них нет великодержавного самоощущения. У них удовлетворенное самоощущение «средней державы». Поэтому они никогда не объединятся с кем-либо в одно целое. А вступление в огромный, безразмерный ЕС – совсем другая вещь. И в денежном отношении будет посытнее!
И Россия это, в общем, отлично понимает. Но не может до конца принять, переварить. Тут, повторяю, редкий случай, когда под пиар-пузырями и ТВ-брехней бьется искреннее чувство. Чувство народа, которому для самоощущения… нужна Украина! Точнее, без Украины есть чувство – рассеянности, разделенности, неполноты России. Ясно: это чувство есть далеко не у всех русских. Может быть, не у половины, не у четверти. Но оно – ЕСТЬ. Реально есть у многих. Вот отсюда – от неразрешенного комплекса – и все проблемы, кажущиеся просто высосанными из пальца. Не «из пальца» — гораздо глубже.
Ну, а «что будет»? Да ничего не будет. Ввиду невозможности реализации чувство рассосется – в следующих поколениях. Куда ж денется… Но, кстати. Если есть у России, у русских людей чувство «разделенной нации», то оно может иметь и громадный положительный смысл. А именно: это и прививка от любых форм сепаратизма внутри России («дальневосточный сепаратизм», «сепаратизм богатой Тюмени» и прочие страшилки, которыми любит себя пугать Россия). Это и чувство – новое, небывалое, но необходимое для России – плотности нации. Ощущение ценности каждого человека. Обычно этот инстинкт есть у малых, гонимых наций – евреи, армяне, классические примеры. Большие, разбросанные на огромной территории нации относятся к отдельному человеку иначе, «бросово» — русские как раз классический пример. Но если есть чувство «сдавленной» и «расколотой» нации, то оно может из безнадежных порывов к внешней экспансии перейти внутрь, превратиться в инстинкт сбережения, самосохранения, бережного отношения к себе. То есть к людям, составляющим эту нацию – а не к барабанам и прочей имперски-патриотической лабуде.