Что такое «основы религиозной этики в школе»? Я не могу знать, что объяснят специалисты. Однако, по моему мнению, ТОЧНЕЕ не скажешь: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал». Более важной задачи для нашего общества просто нет.
Это не «прекраснодушные утопии», а СВЕРХПРАКТИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ. Наша РЕАЛЬНАЯ общественная мораль: вера в страх-силу-цинизм и глумливое неверие над всеми иными ценностями. Эта мораль не просто постыдна, она СТРАШНО НЕПРАКТИЧНА. Она – экономически паразитическая, социально разрушительная, культурно бесплодная. Все это мы и ощущаем на своей шкуре.
Если ее не сменим – хотя бы не сдвинем – то сгнием «в атмосфере нефти и газа», как выражается современный классик. Такая мораль годилась для экономики ГУЛАГа («сегодня ты, а завтра я»), но экономика XXI века, основанная на высоком КАЧЕСТВЕ жизни (не путать с УРОВНЕМ ПОТРЕБЛЕНИЯ), с подобной моралью просто несовместима.
Мораль нашего общества зеркальна по отношению к пушкинской: чувства злобы, страха свободы и презрения к слабым. Это и есть «сталинская мораль», страшная в ХХ веке и элементарно НЕЛЕПАЯ в XXI. С такой моралью можно разорять свои природные богатства и торопливо жрать нефтедоллары, кичась своей ГЛУПОЙ «СИЛОЙ». И с ненавистью двоечников смотреть на общества XXI века.
Что ж – если Церковь способна взяться за излечение страны, за «десталинизацию» морали, за спасительную гуманизацию – честь ей и хвала. По-моему, сегодня в нашем обществе ИНЫХ сил, реально способных этим заняться – нет. А если и Церковь не справится, и все сведется к изучению обрядов и заучиванию молитв – то плохо дело.