Президент Российской Федерации сделал строгое заявление после задержания танкера Boracay.
Задержание судна в нейтральных водах, которое считается «российским», президент Владимир Путин охарактеризовал как «пиратство».
На пленарной сессии дискуссионного клуба «Валдай» президент заметил: «Что касается захвата каких-либо судов, это – пиратство. Что делают с пиратами? Уничтожают».
У берегов Франции спецназ французской береговой охраны осуществил абордаж судна Boracay (под флагом Бенина), членов экипажа доставили для допроса.
Во французских СМИ судно уже связывают с так называемым «теневым флотом» России — судами, которые по документам не выглядят российскими, но, как утверждают западные аналитики, участвуют в поставках сырья с нарушением санкций.
Согласно одной из версий, Boracay направлялся из Приморска в Индию с грузом нефти для Нью-Дели. Это послужило поводом для вмешательства спецподразделений.
Президент Франции Эммануэль Макрон ранее высказывался о необходимости задерживать российские танкеры в море, «останавливать их на недели», чтобы сорвать поставки сырья. Он считает, что такие меры могут серьезно повредить экспортным доходам РФ и федеральному бюджету.
В ближайшие недели после задержания запланирована встреча начальников генштабов европейских стран с представителями НАТО для разработки совместных действий.
В ряде публикаций подчеркивается, что Запад готов воспользоваться широким спектром инструментов для борьбы с «теневым флотом».
Эксперты отмечают, что к осени 2025 года количество судов, приписываемых к российским интересам, значительно увеличилось — по различным оценкам, их число приблизилось к тысяче. Часто суда меняют флаги, регистрируются в офшорных юрисдикциях или вообще плавают «без флага».
По информации аналитиков, в 2025 году процесс смены реестров ускорился. Теперь он занимает в среднем около 45 дней, в отличие от 120 дней в 2023 году. Это упрощает уклонение от санкций, но и увеличивает риск столкновений на море.
В ответ на европейские задержания танкеров в России обсуждаются всё более строгие способы защиты судов.
Речь идет не только о военном сопровождении, но и о создании аналогичного «теневого флота» по образцу ЧВК — с вооружёнными командами на борту, готовыми предотвратить любую попытку абордажа.
«Пусть у нас будет такой теневой флот им. Пригожина. Вооруженные, подготовленные люди на палубе сделают абордаж судна затруднительным. Этот неприятный для Запада сюрприз изменит ситуацию», — рассуждают журналисты ИА Новороссия.
Тем не менее, подобные меры могут легко привести к серьезным последствиям — от экологической катастрофы до значительного международного конфликта, предостерегают эксперты.
Насколько быстро подобные ситуации могут выйти из-под контроля, продемонстрировал случай с танкером Jaguar. Его пытались остановить эстонские и польские военные, в дело вмешались корабли и авиация. Захвата удалось избежать лишь благодаря вмешательству многоцелевого истребителя Су-35МС российских ВКС.
Этот инцидент ясно показал, что любая стычка в Балтике может за считанные часы перерасти в международный скандал.
Источник