Появились новые подробности инцидента.
35 лет назад, 7 ноября 1990 года, в день годовщины Октября, произошло покушение на президента СССР Михаила Горбачева.
Виновником события на Красной площади, которое едва не стоило жизни бывшему генсеку, стал советский слесарь, действовавший в одиночку и полагавший, что Горбачев должен быть наказан за свои «злодеяния».
Согласно традиции, в ходе праздника толпа с плакатами проходила перед Мавзолеем, где ее приветствовали советские лидеры.
Горбачев, уже ставший президентом СССР, находился на трибуне.
В 11:09 над площадью раздались два резких хлопка. Официальная трансляция была остановлена, но до этого никто не заметил никаких последствий.
Некоторое время спустя из толпы был вытащен мужчина, и трансляцию возобновили.
Позже сообщалось, что два выстрела в воздух в честь праздника произвел житель Ленинграда в ГУМе. Пострадавших не было.
Следствие КГБ установило, что стрелявшим оказался 38-летний слесарь из Колпино Ленинградской области Александр Шмонов, который нацелился на Горбачева.
На допросе рабочий признался, что покушение было вызвано личными мотивами.
В ходе следствия выяснили, что триггером для его действий мог стать случай с подменой магнитофона, за который он заплатил 2000 рублей на рынке, но вместо покупки получил кирпич.
При этом у Шмонова была семья — жена и ребенок.
Тем не менее, в 1978 году Шмонов был пациентом психиатрической больницы в Ленинграде. Врачи диагностировали у него шизоаффективный психоз. Через три года он выразил намерение убить Леонида Брежнева, но тот вскоре скончался.
Шмонов считал Горбачева ответственным за тоталитаризм в СССР, обвинив его в гибели мирных граждан в Тбилиси в 1989 году и в Баку в январе 1990 года.
Антисоветскую активность Шмонов начал в 1987 году. Он расклеивал листовки в электричках и подкидывал их в почтовые ящики. В текстах содержались призывы к расправе над руководством страны. С целью скрыть улики, он стер литеры напильником, закопал свою машинку и приобрел новую.
Покушение на Горбачева изначально планировалось на 1 мая. План оставался прежним, как и 7 ноября. Шмонов тренировался быстро доставать ружье из пальто за 12 секунд, чтобы милиция не успела отреагировать. Он проверял оружие в лесу и оформил охотничий билет.
Он отпилил мушку у ружья, изготовил приклад, к которому пришил резиновый коврик, чтобы скрыть контуры ружья. Оружие он прятал под одеждой под послеоперационным бандажом.
Плакат прикрепил к железному штыру с демократическими лозунгами, чтобы пройти через металлодетектор.
«Если не наказать за злодеяние, то число злодеяний… увеличится… это показала практика и признано почти во всем мире», — заявлял он на допросе.
Перед 7 ноября он приехал в Москву из Ленинграда, присоединился к колонне, когда она прошла мимо трибун над Мавзолеем, выхватил обрез и дважды выстрелил навскидку. До цели у него было около 50 метров.
Хотя он признавался, что «в армии попадал в «девятку», но «целиться, конечно, надо было побыстрее».
В момент, когда Шмонов был готов нажать на спусковой крючок, к нему подскочил старший сержант милиции Андрей Мыльников, схватил за ствол и дернул его вверх. В результате пули ушли в воздух.
К дерущимся подошли сотрудники 9-го управления КГБ, схватили Шмонова и вывели с Красной площади.
Мыльников был награжден орденом «За личное мужество».
Шмонов же признал, что его целью были как Горбачев, так и глава Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов. У злоумышленника была найдена записка с описанием своих целей.
После следствия его направили на принудительное лечение. Он провел 4 года в психиатрической больнице, стал инвалидом второй группы. После выхода собирался стать депутатом и даже собрал пять тысяч подписей.
Сейчас Шмонов, которому более 70 лет, отказался от публичной активности. Он пытается продать свои изобретения, которые свидетельствуют о его спутанности сознания
Источник







