PublicPost: Материнская обналичка

Автор: Закир Магомедов, продюсер PublicPost

В Дагестане материнский капитал обналичивается всеми возможными способами. Получить капитал могут даже те, кто не имеет детей. Объявления об обналичивании капитала встречаются во всех городах и районах республики. Их размещают не только на стенах, но и на местном телевидении, в интернете и прессе.

Один из жителей Дагестана, представившись счастливым отцом двоих детей, позвонил по указанному номеру в объявлении и выяснил, как действуют мошенники. «Ваша жена пишет на меня доверенность о пользовании сертификатом, а затем я заключаю договор со строительной фирмой о покупке квартиры», — объяснил собеседник, представившийся Русланом. — «С документами от строительной фирмы мы пойдем в Пенсионный фонд, и там перечислят средства материнского капитала на счет фирмы». Мать ребенка получит на руки деньги, но сумма будет на сто тысяч рублей меньше, так как услуги мошенников стоят дорого.

Согласно закону, на материнский капитал имеет право женщина, родившая после января 2007 года второго или третьего ребенка (выдается только на одного ребенка в семье). Сумма капитала на сегодня составляет 387 640 рублей. Эта схема, в принципе, не выглядит как мошенничество, считает руководитель пресс-службы дагестанского МВД Вячеслав Гасанов: «С точки зрения закона, это вполне легальная операция на уровне документов. Доказать, что мать оформила доверенность с целью получения капитала на руки, затруднительно». Однако, по словам Гасанова, в этом году Управление МВД по борьбе с экономическими преступлениями возбудило 40 уголовных дел против фирм и отдельных лиц, обманом присваивавших деньги, и прекратило деятельность 12 таких фирм.

Не всё так просто, как преподносят правоохранители, утверждает адвокат Шамиль Устарханов, который занимается делом молодой матери, ставшей жертвой аферистов. «В МВД могут заявить, что эти дела трудно раскрыть, но почему они не ловят мошенников по самим объявлениям? — задается вопросом адвокат. — Есть простые понятия: оперативная провокация и контрольная закупка. Звоня по этим номерам, можно выявлять группы мошенников. Может, они не хотят этого делать, так как сами замешаны в этом. Около ЦУМа в Махачкале есть полицейский участок, который тоже увешан этими объявлениями». Устарханов уверен, что мошенников прикрывают сами полицейские: «Ко мне за помощью обратилась девушка, которая звонила мошенникам, чтобы продать им материнский капитал. Вместо обещанных 250 тысяч рублей ей дали только 100 тысяч. А потом заставили подписать договор о купле-продаже «своей» квартиры. Полицейские, замешанные в этой схеме, угрожали девушке уголовным сроком».

Начальник Отдела Социальных выплат Пенсионного фонда РФ по Дагестану Мердан Мерданов заявляет, что материнский капитал оформляется даже на несуществующих детей: «Зарегистрировано много случаев, когда несколько роддомов в Махачкале выдавали родовые сертификаты на детей, которых на самом деле не было». Получить капитал можно, практически не выходя из дома, отмечает житель Махачкалы Илья Адильханов: «В городе появилась услуга, когда «скорая» выезжает на дом, мол, на роды, хотя беременность там и не пахнет. В этой «скорой» работают сотрудники роддома, связанные с мошеннической группой. Они оформляют документы на роды дома, фиксируя, что родился ребенок. Услуга стоит от 50 тысяч рублей. «Мать ребенка» получает право на капитал и все соцвыплаты — пособия, декретные». Вероятнее всего, на этого виртуального ребенка будет оформлена пенсия по инвалидности, а “жить” он будет, пока его не заметят правоохранительные органы.

Сотрудник полиции высокогорного Цунтинского района на условиях анонимности сообщил, что материнский капитал легче всего получить в труднодоступных селах: «У нас в селе мамаш, ждущих второго ребенка, прозвали «Приорами», так как после обналичивания капитала семья покупает машину этой марки. Много случаев, когда по документам женщина рожает ребенка спустя 10-15 лет после предыдущего. Конечно, нужные справки выдаются роддомами. Обналичивают капитал и через фирмы-однодневки. У нас в райцентре, в селе Кидеро, есть дом, который называют «материнским». Уже десятки материнских капиталов было обналичено через куплю-продажу этого дома. А почему молчит полиция, сами понимаете».

Мерданов успокаивает: МВД и ФСБ по региону недавно затребовали списки всех женщин, получивших сертификаты на материнский капитал. Даст ли это результаты, пока неясно, но объявления о покупке и продаже капитала в Дагестане становятся всё более частыми. Мошенничество, возможно, остановит лишь то, что количество взяток приблизится к сумме самого капитала. Однако в регионе с высоким уровнем безработицы народ будет рисковать даже за крохи.

Оцените статью
Ритм Москвы