PublicPost: Кто такой Сталин

Автор: Ирина Лобановская, журналист

Сегодня мне позвонила мама одной из учениц:
— Я вдруг поняла, как вы волнуетесь… У нас экзамены сдает одна дочка, а у вас таких детей много…

Она оказалась права. Весна-лето всегда приносит тревогу: как мои ученики, которых я готовила в качестве репетитора, перейдут через испытания экзаменов и поступления. Справятся ли с нервами, растеряются или соберутся с силами, какие неожиданности принесут июнь и июль?

Русский язык, литература и творческий конкурс для тех, кто мечтает о журналистике. Нередко я встречаю таких ребят. Одна из учениц очень милая, учится в спецшколе, имеет хорошие оценки и неплохо пишет. Я надеюсь, что она поступит, в крайнем случае, на вечернее отделение. Я помогу ей сделать несколько публикаций — и вперед! Но впереди еще собеседование на журфаке — настоящая проверка. На мой вопрос, кто был первым президентом России, девочка бодро отвечает:
— Сталин!
Хочется рассмеяться, но я прикидываюсь глуховатой:
— Кто?!

По моему лицу она понимает, что попала впросак, теряется и краснеет. Другая ученица с чудесной косичкой на тот же вопрос отвечает:
— Брежнев!
О-о… Обе хотят стать журналистами. Но что они читают и смотрят? О чем говорят их родители? Мама одной из девочек сразу указывает на слабое преподавание:
— У них в школе история просто никакая!
Я не стала спорить, но все же: история или дети? Искать ответ на этот вопрос мне не нужно. Впереди — творческий конкурс, где могут спросить не только о первом, но и о втором президенте… И мы начинаем изучать основы истории; долго учим, читаем, снова учим, и снова читаем.

Теперь они обе уже второкурсницы и отлично знают все партии в думе и всех министров. Плохо одно: меня такими ответами уже не удивить. Когда я работала в лицее, один из знакомых учителей из другой школы предложил мне маленький тест:
— Задай его своим детям! Мы уже давали нашим. Что там они понаписали! Дикость!
Я взглянула на вопросник — ничего особенного на первый взгляд. Но я жестоко ошибалась. Мы попросили наших старшеклассников объяснить, что такое — Освенцим, Бабий Яр, ГУЛАГ, Хиросима и Нюрнберг. Всего пять слов… Ответы нас поразили.

Сначала мы хохотали над орфографией. Классы, где учителя не писали на доске, а диктовали, писали и Асвенцим, и Освенциум, и Нюрдберг, и Херосима. Но это полбеды. Смех быстро затих, когда мы начали читать ответы. Варианты были удивительными: «Освенцим — норвежский город», «Нюрнберг — город в Швейцарии», «ГУЛАГ — второе слово в названии произведения Достоевского», «Освенцим — сплав, проводящий электричество», «Бабий Яр — местность в России», «Бабий Яр — некая деревушка», «Бабий Яр — бабья осень», «Нюрнберг — город, который брал Петр I», «Бабий Яр — место, где деревенские женщины собирают ягоды» и другие. Были и правильные ответы, но их было очень мало.

Мы осознали с ужасом, что наши старшеклассники, прошедшие строгий конкурсный отбор в физико-математический лицей, практически ничего не знают об истории своей страны и о мировых событиях. Неужели дома они никогда не слышали о ГУЛАГе и Нюрнбергском процессе? Возможно, никто не объяснил? Чей это просчет: родителей, школы, СМИ? Или всех вместе? Порой слышится мнение, что наше общество слишком политизировано. Но юное поколение, похоже, совсем далеко от всех значимых политических событий.

Наверстать упущенное не поздно, хотя это тяжело. Но если этого не сделать, Бабий Яр навсегда останется для них некой деревушкой, ГУЛАГ — просто книгой, а Освенцим — сплавом, проводящим электричество. Новый учебный год на подходе. И мне уже звонят обеспокоенные родители, интересующиеся будущим своих детей. И снова ко мне придут очаровашки и уверенно скажут, что в романе Толстого «Война и мир» описан Петр I, а роман Лермонтова — эпоха Николая II, а в 1991 году в России началась Гражданская война… К сожалению, мне не привыкать к подобным ответам.

Оцените статью
Ритм Москвы