Автор: Закир Магомедов, продюсер PublicPost
Фото: Закир Магомедов/PublicPost
Мало кто знает, что в Дагестане, помимо производства высококачественных коньяков, налажено изготовление первоклассной обуви. Обувным ремеслом занимаются сотни небольших цехов по всей республике, хотя крупных фабрик в регионе нет. Бренд «дагестанская обувь» постепенно завоевывает российский рынок. В самом Дагестане местную обувь именуют «лакской», поскольку лакцы — одна из 50 национальностей, проживающих в республике — с давних пор славятся своим мастерством сапожников.
Ранее мастерам приходилось самостоятельно изготавливать кожу и другие необходимые материалы, но сейчас в Махачкале функционируют десятки крупных магазинов, поставляющих «всё для обуви». По оценкам исследовательского центра RAMCOM, Национального обувного союза и Российского союза обувщиков и кожевников, ежегодно в республике производят от 5 до 10 миллионов пар обуви, что составляет от 8 до 15% всего обувного производства в России. Дагестанская обувь имеет потенциал стать настоящим брендом, визитной карточкой региона, однако пока…
Мода в Дагестане
К обувному делу в Дагестане необходим серьезный подход, считает Ахмад Рамазанов из Махачкалы, владелец цеха по индивидуальному пошиву обуви. «Республика заполнена китайской обувью. Зачем нам Китай, если мы сами производим качественнее? В Дагестане мы работаем только с натуральной кожей, а вся работа выполняется вручную, без использования конвейеров. Правительство почему-то не поддерживает нас», — говорит Ахмад. Новый президент, Рамазан Абдулатипов, заявляет о планах по строительству обувных фабрик в республике, что, по мнению мастера, является отличной идеей. В советские времена в Дагестане функционировали две крупных фабрики — в Махачкале и Буйнакске, куда приезжали туристы. Теперь же мастерам остается лишь надеяться, что к ним не будут приставлять проверяющие органы.
В своем цеху Ахмад не только изготавливает обувь, но и проводит ремонты. Однако дагестанская обувь редко нуждается в восстановлении. «Год назад мастера шили почти одинаковую обувь. Но теперь мы начали разрабатывать уникальные дизайны и следить за модой, обновляя ассортимент к каждому сезону», — рассказывает он, демонстрируя свой небольшой цех.
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются дагестанские обувщики, это отсутствие необходимого оборудования. «Каждый год я посещаю специализированные выставки в Турции. Там принимают участие итальянские и турецкие мастера, и я с завистью смотрю на их оснащенность. Они спрашивают, как мы производим такую качественную обувь, ведь работаем на оборудовании, которое они сами прекратили использовать два десятилетия назад», — отмечает Ахмад.
Обувь для настоящих мужчин
«Вот, посмотри, это ведь итальянский ботинок?» — спрашивает мастер обувного дела Муртуз Магомедов, вертя в руках туфлю. По этикетке и внешнему виду обувь кажется итальянской. «Нет, — смеется обувщик. — Это моя работа, мейд ин Дагестан!» У Муртуза под Махачкалой есть небольшой цех, в котором работают пять сотрудников. Количество подобных маленьких цехов в районе достигает четырехсот, но цех Муртуза особенный — он производит реплики итальянской обуви.
«Моя обувь ничуть не уступает оригиналу, а в некоторых случаях даже превосходит его по качеству. Она продается не только в Махачкале, но и в Москве, Санкт-Петербурге. У меня много заказов от бутиков, и очереди длинные», — гордится Муртуз.
Однако обувь закупают не только бутики. По словам Муртуза, за последние два года дагестанская обувь стала интересовать и российские сетевые магазины. В целом, дагестанская обувь ориентирована на мужчин. Это не связано с предвзятостью к женщинам, а обусловлено доступными технологиями, поясняет мастер. «Наши обувщики не могут позволить себе оборудование для производства женской обуви, так как для работы с каблуками требуется дорогостоящее оборудование. Хотя некоторые делают женскую обувь, она в основном подходит для пожилых женщин, ищущих комфорт», — замечает он.
Сапоги Николая Первого
Исмаил Алиханов — обувщик в пятом поколении. «Мой прапрадедушка шил сапоги для Николая Первого, — начинает рассказ Исмаил. — Он получил благодарственную грамоту от императора, но во времена СССР дедушка сжег её, показывая, что будет делать обувь для простого народа, а не для царей. Время было такое». Исмаил управляет двухэтажной обувной мини-фабрикой. «Я научился этому ремеслу у отца, который мог долго не шить, если не было настроения. В его мастерской я постепенно набил руку и взял к себе двух учеников. Но проблемы все равно возникали».
Проблемы с государством начались, когда Исмаил решил расширить бизнес. «В 2002 году я взял кредит в 500 тысяч рублей на закупку оборудования и материалов. Через месяц ко мне пришла налоговая проверка, и проверяющий открыл дело по поводу нецелевого использования кредита. Пришлось откат дать. Теперь я стараюсь не связываться с государством», — говорит он. Исмаил реализует свою обувь, в основном в Москве и северных регионах страны. «Иногда я нахожу свою обувь в Махачкале, в бутиках, которые предлагают итальянскую продукцию. Московские скупщики срывают мои этикетки и перешивают их под итальянские», — добавляет он.
«Вся Сибирь ходит в дагестанской обуви»
К дагестанской обуви существует предвзятое отношение, отмечает Исмаил. «Три года назад я поехал в Курск с своей обувью. Продавцы шарахались от неё, когда узнавали, что она из Дагестана. Я пытался объяснить, что у нас живут простые, трудолюбивые люди, но меня никто не слушал. Одна бабушка-продавщица даже заявила, что в обуви могут быть спрятаны бомбы. В конечном итоге всё наладилось, но обидно, что торговцы не говорят покупателям, откуда обувь на самом деле. Они жалуются на низкий спрос и недоверие, но, возможно, их можно понять. По телевидению нас часто показывают как террористов», — говорит Исмаил.
Муртузали Дибиров, совладелец крупного обувного цеха в Хасавюрте, также отмечает, что даже в Дагестане местная обувь не ценится должным образом. «Люди уверены, что дорогая обувь неизменно качественнее. Итальянские ботинки за 10 тысяч рублей и мои за 1200 рублей по качеству ничем не отличаются, но объяснить это людям сложно», — подчеркивает он. «Вся Сибирь ходит в дагестанской обуви», — с гордостью говорит Муртузали, добавляя, что сами сибиряки порой даже не подозревают об этом. По его данным, дагестанская обувь значительно популярна благодаря своей доступности, и ее охотно закупают в северных регионах страны, где хасавюртовские ботинки нередко выдаются за турецкие или итальянские.
Муртузали работает на обувном рынке уже двадцать лет и считает, что власти республики не стремятся вывести этот бизнес из тени. «Если посчитать общее количество цехов в республике, то по моим оценкам их минимум тысяча, из которых легальные — 300-400. В обувном бизнесе крутятся миллиарды рублей, и многие из них обходят государственную казну. Некоторым чиновникам идут в карман суммы, которые могли бы поступить в виде налогов. Обувщикам необходимо создать нормальные условия для работы», — подытоживает он.
