Пророчества монаха Авеля: что было не так с ними
Монах Авель, в миру крестьянин Василий Васильев, стал известен в XIX веке благодаря ужасным предсказаниям о России и правящей династии, которые сбылись. С тех пор пророчества, приписываемые ему, лишь множились и продолжают существовать до наших дней.
Странствующий пророк
Василий Васильев появился на свет в 1757 году в деревне близ Тулы. Будучи крепостным крестьянином, он смог выкупиться и начал странствовать по монастырям. В 1785 году он принял монашеский постриг, получив имя Авель. В 1796 году его арестовали за его предсказания и отправили в Шлиссельбургскую крепость. Монаху вменили в вину хулу на Бога и императрицу, присудив смертную казнь. Екатерина II, утвердив приговор, заменила его наказание на пожизненное заключение.
Павел I, освободивший многих заключённых, помиловал и Авеля. Однако тот вновь начал пророчествовать, и вскоре Павел снова заключил его под стражу. Александр I перевёл его из Петропавловской крепости в Соловецкий монастырь, позволив ему стать частью братии. Но Авель вскоре покинул Соловки. Продолжая делать предсказания, он дважды попадался и дважды сбегал, пока в конце концов не был помещён в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, где и скончался, вероятно, в 1831 или 1841 году.
Авель записывал свои предсказания в многочисленные тетрадки, которые, переписывая вручную, передавались среди людей. Эти записи не сохранились. Он также написал три запутанные книги, наполненные неясными пророчествами, часть из которых изложена неразгаданным шифром: «Житие и страдания отца Авеля», «Книга Бытия», «Зело престрашная книга». Они сохранились только в ранее опубликованных фрагментах, хотя возможно, что полные версии где-то находятся в архивах.
Авель имел связи с некоторыми влиятельными людьми. Одной из благодарных слушательниц его пророчеств была придворная фрейлина графиня Прасковья Андреевна Потёмкина, урождённая Закревская. Она предоставляла ему приют и обеспечивала значительными финансовыми средствами. Умирая, Авель завещал монастырю 10 500 рублей того времени (примерно 120 000 долларов по современным меркам) на благотворительные нужды. После смерти Потёмкиной в 1816 году её покровительство прекратилось, и Авель стал реже покидать своё заточение.
Источники о пророчествах
Неясные упоминания о каком-то предсказателе встречаются в мемуарах его современников, таких как генерал А. П. Ермолов, помещик Л. Н. Энгельгардт, гусар-партизан Денис Давыдов и других.
В 1875 году в журнале «Русская Старина» была опубликована статья историка М. С. Семевского о монахе Авеле, сопровождаемая отрывками его произведений. Из этой публикации стало понятно, что инок Авель, живший в конце XVIII – начале XIX века, прославился своим даром предсказания, предугадал многие события, несколько раз подвергался заключениям и скончался в монастыре.
Пророчества Авеля касались правления Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Он предсказал смерть Екатерины, убийство Павла, нашествие врага и сожжение Москвы при Александре I.
В 1909 году известный писатель Сергей Нилус, автор «Протоколов сионских мудрецов», выпустил книгу «На берегу Божьей реки», где со ссылкой на устные свидетельства фрейлины Марии Герингер рассказал историю о том, как на 100-летие убийства Павла I в 1901 году император Николай II открыл конверт, который хранился более ста лет в Гатчинском императорском дворце в специальном ларце с пометкой Павла: «Вскрыть через сто лет после моей смерти». В содержимом бумаги были предсказания о смерти Павла и бедствиях в правление Александра. Нилус не добавил ничего нового к информации о пророчествах Авеля, изложенной в конце XIX века.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
В 2015 году заместитель директора музея «Гатчина» Валерий Семёнов в специальной статье на сайте музея опроверг утверждение Нилуса о визите Николая II в Гатчинский дворец в столетний юбилей смерти Павла I. Все приезды императора фиксировались в камер-фурьерском журнале. В 1901 году Николай II посетил Гатчину лишь 8 апреля.
В 1931 году в одном из белоэмигрантских изданий в Харбине была опубликована статья под псевдонимом Кирибеевич (это был псевдоним Петра Шабельского-Борка), в которой излагались пророчества Авеля, сохранившиеся до революции. Они предсказывали, в частности, восстание декабристов, убийство Александра II, правления Александра III и Николая II, а также гибель последнего.
В 1995 году статья Кирибеевича была издана отдельной брошюрой одним из российских монастырей с добавлениями, связанными с 1990-ми годами. С тех пор различные версии «пророчеств Авеля» постоянно обновляются, включая события, произошедшие с момента последнего издания.
Документальные свидетельства
Уже из хронологии и анализа источников видно, что большинство «пророчеств Авеля», которые продолжают циркулировать, являются подделкой, созданной постфактум, после «предсказанных» событий. Остаётся выяснить, насколько достоверны случаи предсказаний, упомянутые в дореволюционных источниках.
В РГАДА хранится следственное дело монаха Авеля, открытое в 1796 году. В нём содержатся протоколы допросов инока. В частности, Авель говорил, что Екатерина II будет править 40 лет. Между тем, она скончалась уже в том же году, через несколько месяцев, на 35-м году своего правления.
Авель утверждал, что Екатерина умрёт из-за восстания её сына и наследника Павла. Это стало основным мотивом тяжёлого обвинительного приговора монаху. Однако Екатерина умерла своей смертью.
Павел, выпустив Авеля, в 1800 году снова заключил его в тюрьму за то, что на обеде у губернатора Костромы предсказал гибель Павла от рук заговорщиков. Так утверждали мемуаристы. Однако они утверждали, что Авеля заключили тогда в Шлиссельбургскую крепость, хотя по документам он был помещён Павлом в Петропавловку.
Что касается пророчества о захвате и сожжении Москвы Наполеоном, то среди современников также имеются значительные расхождения относительно того, как оно звучало и когда было сделано.
Самый подлый русский богатырь: что было не так с Алёшей Поповичем
Следует отметить, что все свидетельства XIX века о сбывшихся предсказаниях Авеля – а их, напомним, немного – о гибели Павла и пожаре Москвы – зафиксированы уже после произошедших событий.
Не имеется ни одного достоверного доказательства, что Авель предсказал какое-либо событие до его наступления.
Как отмечает современный исследователь проблемы ложных пророчеств Николай Каверин: «Мифотворчество, неподтвержденные факты из истории Церкви и жизнеописаний святых нарушают церковность и вводят элементы язычества, замаскированные под псевдоблагочестие и псевдоправославие. «Не буди ми лгати на святаго…» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей от безрассудного создания псевдоблагочестивых мифов. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены о пагубных последствиях и искушениях для церковного сознания, которые могут возникнуть в результате неосторожного обращения с церковно-историческими фактами»
«Картофельные бунты»: почему русские крестьяне были против выращивания картошки
Желтороссия: как Российская империя хотела присоединить Манчжурию
Самый «глухой» день в СССР: какой «переворот» произошёл 10 сентября 1982 года
Источник: russian7.ru