ФОТО: Музей имени АнохинаПринцесса Укока: татуировки знаменитой алтайской мумии поразили ученых
Специалисты исследовали мумию женщины, которая жила около двух тысяч лет назад в Алтайских горах. Тело этой представительницы пазырыкской культуры сохранилось благодаря вечной мерзлоте. Ученых поразили замысловатые татуировки, покрывающие её кожу, которые позволили глубже понять культуру и символику кочевых народов, обитавших в Алтайских горах в железном веке.
Кочевники с утонченным вкусом
Пазырыкская культура, существовавшая в VI–III веках до нашей эры, оставила богатое наследие: от изящных предметов быта до сложных погребальных ритуалов. Эти кочевники, занимавшиеся скотоводством и торговлей, были известны своим искусством, в котором отражались глубокие мифологические и духовные представления о мире.
Одной из наиболее интересных и загадочных черт их культуры являются татуировки, которые, как предполагают исследователи, служили не только украшением, но и имели ритуальное и символическое значение. Мумия женщины, обнаруженная в одном из курганов плато Укок, является ярким примером мастерства древних татуировщиков. На коже, несмотря на процесс мумификации, сохранились сложные узоры, которые ученые смогли исследовать с помощью современных технологий.
Рассмотреть детали
Долгое время исследование татуировок на мумиях пазырыкской культуры ограничивалось визуальным анализом и ручными зарисовками. Это связано с тем, что потемнение кожи, вызванное процессами мумификации, затрудняло детальное изучение. Лишь в последние годы, благодаря современным методам визуализации, таким как инфракрасная и ближняя инфракрасная фотография, ученым удалось рассмотреть татуировки в мельчайших деталях. А использование лазерной стимулированной флуоресценции дало возможность определить места нанесения чернил и восстановить первоначальный вид узоров.
Искусство на коже
Татуировки на теле женщины произвели на ученых впечатление своей сложностью и мастерством исполнения. На руках и предплечьях были найдены как простые, так и невероятно детализированные узоры. На правой руке присутствует цветочный орнамент, а на левой — крест, мотив, похожий на рыбу, и изображение птицы, напоминающей петуха.
Однако наиболее сложные композиции располагаются на предплечьях. На левом предплечье изображен лось или олень, атакованный мифическим существом, напоминающим грифона. Эта сцена, вероятно, имеет глубокий мифологический подтекст, связанный с представлениями пазырыкцев о борьбе между добром и злом или о цикле жизни и смерти.
На правом предплечье исследователи реконструировали сложный узор, представляющий собой переплетение силуэтов барсов и оленей. Скорее всего, татуировка изображает сцену охоты первых на последних. Этот элемент, возможно, указывал на социальный статус женщины или выполнял функцию своеобразного оберега или талисмана для удачи.
Техника нанесения татуировок
Одним из ключевых вопросов, с которыми столкнулись ученые, стал метод нанесения татуировок. Исследования показали, что древние мастера использовали примитивные, но эффективные инструменты, вероятно, сделанные из костей или металла. Чернила могли быть приготовлены из смеси угля и жиров животных, что обеспечивало им долговечность. Процесс нанесения татуировки, скорее всего, был болезненным и требовал высокой точности. Однако результат оправдывал усилия: татуировки сохранили свою форму на протяжении тысячелетий
Источник: russian7.ru








