Юлия Попова«Примаки»: в каких ситуациях русские мужчины принимали фамилию жены
По традиции, после официального заключения брака, женщина принимает фамилию своего супруга. Тем не менее, некоторые нарушают это правило. В современное время к этому часто приводят бюрократические сложности, так как людям неохота менять множество документов. В редких случаях, даже мужчины могут взять фамилию своих жен. Хотя такие ситуации встречаются нечасто, они имели место и в историческом прошлом.
Смена фамилии при браке у простых людей
Фактически, даже в бывшем Советском Союзе и Российской Империи, обычай принимать фамилию мужа после свадьбы не был повсеместным. Ярким примером служит Грузия, где женщины чаще всего сохраняют свою фамилию, передавая родовую фамилию отца ребенку. Это связано с особыми, сакральными отношениями грузин к истории своего рода и фамилии.
Среди крестьян, отступление от традиции было редким явлением, и чаще всего фамилии жен принимали те, кого называли «примаками». Примак — это крестьянин, который после свадьбы переезжал в дом невесты. Отношение к таким людям в деревне было двойственным. Считалось, что примаки были социально неблагополучными членами общины, стремящимися получить имущество тестя.
Тем не менее, это мнение было несправедливым, поскольку уход мужчины из родного дома к семье жены мог быть вызван уважительными причинами. Например, если у пожилой пары нет сыновей, а есть только дочь, принятие молодого мужчины в семью может облегчить тяжелую работу по хозяйству. Примаки переставали ассоциироваться с биологическими родителями и становились частью семьи жены. Когда крестьяне начали получать фамилии после отмены крепостного права, примаки в большинстве случаев принимали фамилии своих жен.
Еще одной причиной, по которой мужчины отказывались от своих фамилий, было их неблагозвучие. Даже сейчас, если фамилия звучит неправильно или двусмысленно, лучше выбрать более нейтральный вариант, который достался от жены, чтобы оградить детей от возможных насмешек сверстников.
Смена фамилии при браке в аристократической среде
Конечно, отношение к фамилии у простых людей и аристократии значительно различалось. Если фамилия, данная крестьянину, просто помогала отличить его от множества других Иванов и Изосимов, то дворянская фамилия имела совсем другой вес. Она предоставляла право на власть.
Мужчины-дворяне не могли просто так отказаться от своей родной фамилии, но это не означает, что они не принимали фамилии своих жен. Это практиковалось при определенных условиях, но только фамилией жены они дополняли свое имя, не отказываясь от своей фамилии. Такие случаи, однако, не были широко распространены и, как правило, имели место только тогда, когда жена принадлежала к знатному и известному роду. Чтобы не дать славному имени исчезнуть, родовое прозвище жены становилось частью фамилии.
Примером может служить могущественный род Полевых, который пресекся в 1707 году из-за отсутствия живых представителей по мужской линии. Однако, личным указом Петра Великого было велено сохранить род, и когда последняя из Полевых вышла замуж за дворянина немецкого происхождения по фамилии Балк, появилась двойная фамилия, которую следовало писать через дефис.
В родословной книге московского дворянства, в VI томе сохранилась соответствующая запись: «Сын сего Николая фон Балкена, Фёдор, и его дети Павел и Пётр Фёдоровичи с потомством равным образом служили российскому престолу в разных знатных чинах, и жалованы были от государей вотчинами и другими знаками монарших милостей.
Помянутому Павлу Фёдоровичу Балку по указу блаженной и вечной славы достойной памяти государя императора Петра Первого повелено, по случаю женитьбы его на рождённой от фамилии Полевых Марье Фёдоровне, последней в роде, принять и фамилию Полевых.
Всё это подтверждается, помимо истории России, справками архива Вотчинной коллегии и родословной Балк-Полевых, упомянутыми в присланной из московского дворянского собрания родословной книге».
Источник: russian7.ru