Кристина Потупчик: Срок за пранк

Власти Кемерово подводят итоги трагедии, однако делают это весьма своеобразным образом. В результате произошедшего мы, похоже, получим новый закон, касающийся того, что нельзя писать в интернете. Проблема распространения фейковой информации в социальных сетях вышла на первый план после того, как украинский пранкер Евгений Вольнов значительно завысил число жертв пожара в ТЦ «Зимняя вишня». Официально погибли 64 человека, тогда как пранкер назвал цифру в 300-350. На фоне общей паники слухи о сотнях погибших нашли благодатную почву, множились и распространялись, и в первые дни после трагедии их было практически невозможно опровергнуть, даже несмотря на достоверные подтверждения звонков пранкера в морги Кемерова.

На днях в Госдуму повторно внесли законопроект, который обязывает владельцев социальных сетей создавать на территории России свое представительство. Документ также предусматривает ведение реестра обращений пользователей и удаление по их заявлениям незаконного контента. Кроме того, обсуждаются поправки в уголовный кодекс за распространение фейковых новостей — от досудебных блокировок до штрафов и реальных сроков для тех, кто распространяет ложные сведения.

Но помогут ли такие меры? Во многих социальных сетях, которые сложно заподозрить в отсутствии представительства на территории России, страницы, посвященные пранкеру Вольнову, имели несколько сотен тысяч подписчиков и продолжают существовать даже спустя несколько дней после трагедии в Кемерово. В то же время известно, как легко российское законодательство может обернуться инструментом цензуры. Сегодня стало известно, что юрист из Приморского края Дмитрий Третьяков стал фигурантом уголовного дела по призывам к экстремизму из-за репоста сообщения из телеграм-канала журналиста Аркадия Бабченко в чат сторонников оппозиционера Алексея Навального. Это первый известный случай в России, когда репост в телеграме стал основанием для уголовного дела по «экстремистской статье».

Вряд ли ужесточение законодательства поможет снизить количество фейков и пранков в интернете. Зато количество людей, которые могут получить реальные сроки за лайк или репост в социальных сетях, вполне может вырасти.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы