ru.freepik.com 
Научный коллектив из Соединенных Штатов провел масштабное изучение взаимосвязи между религиозностью и политическими предпочтениями. Результаты работы представлены на страницах Journal of Personality.
Центральным объектом изучения стал феномен «религиозного остатка» — сохранение элементов прежнего мировоззрения у людей, порвавших с верой. Ранние научные работы демонстрировали устойчивое влияние религиозного прошлого на этические принципы и модели потребления бывших адептов. Экс-верующие демонстрировали большее сходство с практикующими верующими, нежели с атеистами «от рождения».
Авторы исследования сосредоточились на политическом аспекте данного явления. Учитывая традиционную корреляцию между религиозностью и консервативными взглядами, ученые сформулировали три гипотезы относительно политической трансформации отошедших от веры граждан.
Эмпирическую базу составили восемь выборок из трех комплексных исследований. Первый блок включал шесть срезовых анализов с участием 7089 взрослых респондентов из США, Нидерландов и Гонконга. Участники классифицировали себя по религиозному статусу и оценивали собственную политическую ориентацию.
Пять из шести выборок продемонстрировали идентичную тенденцию: отказавшиеся от религии граждане заявляли о существенно более либеральных позициях по сравнению с сохраняющими веру. Их политическая ориентация зачастую совпадала с установками изначально нерелигиозных людей.
Консолидированный анализ выявил интригующую закономерность: экс-верующие оказались либеральнее не только нынешних адептов религий, но и тех, кто никогда не исповедовал какую-либо веру.
Для изучения динамики изменений исследователи обратились к лонгитюдным данным. Национальное исследование молодежи и религии предоставило информацию о 2071 американском подростке, наблюдения за которыми велись на протяжении нескольких лет.
Полученные результаты подкрепили гипотезу «религиозного отхода», согласно которой смена конфессиональной идентичности влечет политическую трансформацию. Молодые люди, утратившие веру, демонстрировали более либеральные установки относительно сохранивших религиозность сверстников, при этом их позиции мало отличались от взглядов «врожденных» атеистов.
Третий этап работы базировался на данных проекта Family Foundations of Youth Development с участием 1857 подростков и молодых взрослых. Многократные замеры религиозной принадлежности и политических предпочтений позволили применить статистическое моделирование для определения последовательности изменений.
Заключительная фаза подтвердила предшествующие выводы и установила временную последовательность трансформаций. Смена религиозного статуса, как правило, предшествовала политическим изменениям. Обратное влияние — воздействие либеральных взглядов на отказ от веры — не получило статистического подтверждения.
Авторы признают ограничения проведенной работы, в частности, использование единственного обобщающего вопроса для оценки политической ориентации, что может не охватывать всю сложность политического спектра убеждений.






