Железная дорога — это не только путь по рельсам, но и погружение в жизни других людей.
Путешественница решила испытать, как проходит длительная поездка по Китаю в вагоне, аналогичном нашему плацкарту, и получила не просто путешествие, а целую историю — с неожиданными встречами, необычными полками и уютной атмосферой.
Почему была выбрана именно эта категория?
Билеты приобретались через китайское приложение, которое не предоставляет возможности выбора места — все определяется системой. Так Лере досталась полка с загадочной пометкой «2 midl». В итоге выяснилось, что это — средний уровень в вагоне, где полки располагаются не в два, а в три яруса. Боковых мест, кстати, здесь вообще нет.
Как организован вагон?
Вместо привычных российских конфигураций — вертикальные ярусы, один над другим. Попасть на среднюю полку без акробатических маневров довольно сложно. Но и здесь проявилась человеческая доброта — соседка, пожилая женщина, оказала Лере помощь с размещением. А ночью другой попутчик предложил поменяться местами и уступил ей нижнюю полку — это большая редкость и удача.
Удивительно, но пассажиры верхних полок вечером и утром спокойно сидят внизу, не вызывая недовольства. У окна находятся небольшие столики и складные сиденья, а в проходе — постоянное движение: тележки с едой, пассажиры, разговоры — всё живое, шумное, почти как в нашем поезде, только без запаха курицы с яйцом.
Про еду и багаж
Голодным в пути не останешься: можно заказать горячую еду прямо в вагон (чаще всего это лапша) или заглянуть в вагон-ресторан — там тоже лапша, но с выбором. Сумки размещаются под нижними полками, а если места не хватает, соседи вновь приходят на помощь. Некоторые ставят рюкзаки прямо в проходе — никто особенно не возмущается.
Комфорт по-китайски: розетки, туалеты, умывальник
С розетками всё непросто: на вагон — всего три. Поэтому те, кто надеялся зарядить свои устройства в любой момент, быстро осваивают режим ожидания в очереди. Умывальник — не в туалете, а в общем пространстве вагона. Туалеты простые: без биосистем, механические, но при этом чистые. В целом — ничего особенного, но всё функционирует.
Что напоминает Россию, а что удивляет
Автор отмечает, что атмосфера схожа с российскими поездами: общие разговоры, помощь соседей, шторки на полках, — но есть и отличия. Многое сделано проще, в некоторых моментах — неудобно, но в целом поездка оказалась не такой сложной, как предполагалось в начале.
«Описанный трехъярусный плацкарт — характерная особенность китайских поездов на длинные расстояния, — комментирует специалист по железнодорожному транспорту Владислав Кузнецов. — Это способ разместить больше людей при ограниченном количестве рейсов. А нехватка розеток — давняя проблема во всем мире: вагоны старые, разрабатывались без учета нашей зависимости от технологий. В новых составах таких проблем уже меньше».
Немного статистики
Китай — мировой лидер по протяженности железных дорог. На 2023 год сеть насчитывает более 155 тысяч километров, из которых свыше 45 тысяч — высокоскоростные.
И всё-таки — стоит ли ехать?
Если вам интересен не комфорт, а возможность заглянуть в чужую повседневную жизнь, посидеть за лапшой с незнакомцем, послушать разговоры на диалекте и ощутить, как быстро проходит ночь в чужом ритме — однозначно да. Этот 32-часовой переезд — не просто поездка, а настоящее приключение, где за каждым углом может оказаться человек с доброй рукой и местом у окна
Фото: sibkray.ru