ФОТО: х/ф Почему Высоцкий отказался одевать милицейскую форму в «Место встречи изменить нельзя»
Во время создания культового фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» регулярно возникали конфликты между сценаристами, режиссером и актерами. И хотя сегодня сложно представить фильм без Владимира Высоцкого в главной роли, вся съемочная группа испытывала немалые трудности в работе с ним.
Главная роль под актера
Основой картины стал роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», которые также написали сценарий к фильму, идею которого выдвинул Высоцкий. Таким образом, все было изначально адаптировано под любимого актера Вайнеров. Даже образ главного героя был изменен — в книге капитан Жеглов описан как высокий и статный красавец с атлетическим телосложением.
Говорухин не имел разногласий с сценаристами по поводу роли Жеглова, однако личность Высоцкого могла вызвать недовольство у руководства. Поэтому режиссер применил хитрость: провел пробы с другими актерами, которые изначально уступали Высоцкому в таланте и харизме, чтобы утвердить его на роль.
Вместо режиссера
Высоцкий всегда был откровенен в выражении своих чувств, что касалось и игры, и рабочих моментов на съемочной площадке. Он буквально горел своей ролью, полностью погружаясь в нее и ожидая того же от коллег. В результате между Высоцким и другими актерами часто возникали споры, и некоторые «совместные» сцены с участием Жеглова приходилось снимать отдельно.
Актер всегда мечтал о том, чтобы стать режиссером. Однажды, когда Говорухин уехал по делам на несколько дней, он оставил Высоцкого в качестве замены. По возвращении актеры пожаловались Говорухину, что Высоцкий их буквально измучил. Тем не менее, сам Говорухин остался доволен отснятым материалом и отметил, что если бы Высоцкому доверили снимать фильм, он справился бы за считанные дни. И, безусловно, результат был бы впечатляющим.
Не надену!
Однако иногда Высоцкий проявлял непреклонность. Например, он отказался исполнять в кадре песню Вертинского, поскольку режиссер, опасаясь цензуры, запретил ему исполнять свои песни, которые были в изначальном сценарии. Тогда Высоцкий заявил: «Если нельзя свои, то и чужие я петь не буду». Кроме того, он категорически отказался надевать милицейскую форму. «Не надену — и все!», — произнес актер, выразив готовность отказаться даже от главной роли. Это вызывало недовольство консультантов из МВД, но, поскольку сценарий изначально создавался под Высоцкого, менять главного актера не стали.
Сам бард крайне чувствительно воспринимал любые ограничения своей свободы, считая, что надеть милицейскую форму для него было бы сродни «зашквару». Его свободолюбивая натура отвергала все, что имело отношение к сталинской эпохе и репрессиям. Чтобы объяснить зрителю, почему капитан Жеглов не носит форму, Говорухин даже придумал отдельную сцену, в которой Высоцкий, доставая свой китель, объясняет, что для него форма — как домашняя пижама.
Фильм оказался чрезвычайно успешным, и, следовательно, предполагал продолжение. Готовый сценарий на шесть серий уже находился на столе у братьев Вайнеров, когда пришла печальная новость о смерти Высоцкого. Без него дальнейшая работа над фильмом потеряла смысл, и сценарий больше никогда не был открыт.
Источник: russian7.ru