Считается, что мясо «друзей человека» способствует более быстрому заживлению ран, а постоянное его употребление приносит долголетие и здоровье. / Георгий Зотов / АиФ
…Одна моя знакомая посетила Вьетнам как туристка. Она вернулась с плохим настроением. Во время экскурсии, когда автобус медленно двигался по шоссе, женщина заметила весёлую группу вьетнамцев, устроившую пикник под пальмами. Они жарили шашлык, поворачивая над огнём… тушу собаки. Туристке стало плохо. Тем временем Вьетнам занимает второе место в мире по потреблению собачьего мяса (на первом — Китай): ежегодно там убивают пять миллионов (!) собак для кулинарии. Защитники животных активно выступают против этого и требуют запретить употребление «друзей человека» в еду, как это уже сделано (вступит в силу с 2027 года) в Южной Корее и в двух свободных экономических зонах Китая — Шеньчжэне и Чжухае. Однако вьетнамцы (по опросам, половина из них регулярно ест «рексов» и «жучек») возражают, говоря: «Свиньи ничуть не глупее собак, они способны обучаться и выполнять команды… но вы же спокойно их едите, а не защищаете». Почему же Вьетнам так упорно продолжает есть собак, хотя почти весь мир считает это варварством?
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Она как поросёнок»
— История нашего увлечения достаточно печальна, — считает доктор Тан Синь Нгуен, который учился в СССР в 1978-1983 годах. — И в древности, и в средние века вьетнамцам было не до изысканных блюд. Вспышки голода и гибель сотен тысяч людей были обычным делом. Собаки стали пищей во Вьетнаме ещё в 2000 году до нашей эры: их разводили не для охраны, а именно для еды, наряду со свиньями, чтобы просто выжить — неурожаи риса и засухи были привычным делом в Азии. Считается, что «собачий суп» помогает быстрее выздороветь от простуды, особенно от воспаления лёгких. При французской колониальной власти с 1862 по 1954 год убой собак был запрещён, но на практике население этот запрет не соблюдало. Затем произошли войны — с французами за независимость и с американцами, и собаки стали употребляться в пищу ещё активнее — просто потому, что другой еды не было.
Фото: Commons.wikimedia.org
В настоящее время многие во Вьетнаме считают старую традицию «дикостью». Защитные организации собрали 1,5 миллиона подписей под обращением к Коммунистической партии Вьетнама с требованием, по примеру Южной Кореи и крупных городов Китая, запрета на потребление собачьего мяса. В девяностые годы, если вы видели человека во Вьетнаме с собакой, это в основном происходило на рынке, где продавались запечённые целиком туши — с хрустящей корочкой, как поросёнок. Но уже два десятка лет назад начали открываться первые зоомагазины: люди стали покупать щенков разных пород. Не для еды, а для охраны дома, в качестве домашних любимцев или в подарок родителям-пенсионерам. Я считаю, что употребление собак исчезнет.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Блюдо жриц любви
Здесь я не знаю, согласен ли я. Например, в очень популярном у туристов городе Хойан — настоящий культ собачьего мяса, за последние годы там открылись десятки ресторанов, а животных разводят на фермах. Поесть собаку в Хойане так же престижно, как у нас отведать дичь — мясо лося, косули, кабана. Здесь уже не вопрос голода — «дикие отбивные» (как их называют в меню) стоят значительно дороже свинины. Выступления вьетнамских чиновников из Министерства здравоохранения о том, что собачье мясо как минимум опасно (в нём чаще, чем в мясе домашнего скота, встречаются опасные для человека паразиты), поклонники собачатины игнорируют. Поэтому заведения с надписью Thịt Chó («Мясо собак») не являются редкостью, хотя ранее «собачьи» кафе маскировали вывесками «Дичь».
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
Поскольку такие рестораны более дорогие, бизнесмены посещают их сами и приглашают на ужин друзей и почётных гостей, чтобы произвести на всех впечатление. Обычно там подают жареные целиком тушки животных, а также суп, сосиски и колбасу собственного производства. В народе считается, что такие блюда придают мужественность, улучшают здоровье и даже повышают сексуальные возможности мужчин. Проституция во Вьетнаме официально запрещена, но, как и у нас при Брежневе, существует подпольно — и нередко дамы с низкой социальной ответственностью готовят своим клиентам блюда из собак. Даже в Ханое я часто видел лавки с собачьими тушами, и к вечеру там выстраивались очереди покупателей. Часто собаки употребляются в пищу по религиозным причинам: каменные статуи этих животных перед храмами можно встретить как на севере, так и на юге Вьетнама. Считается, что мясо «друзей человека» ускоряет заживление ран, а регулярное его потребление приносит долголетие и здоровье.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
«Ведут в мир мёртвых»
— Исторически собаки употреблялись на религиозных праздниках, связанных с лунным календарём, — объясняет преподаватель Фань Зуан. — Их подают и на свадьбах, и на поминках: молодожёнам собачье мясо приносит счастье, а покойника проводит в мир мёртвых. Конечно, как коммунист, я не верю в загробное существование. Сейчас, когда жизнь людей улучшилась, и голод им не угрожает, есть домашних животных, которые являются твоими друзьями, — анахронизм. Лично я уверен — дореволюционные традиции следует изживать, они не представляют Вьетнам в лучшем свете. Если в Корее уже запретили собачатину, почему мы продолжаем её есть? Но традиции, которые существуют тысячи лет, нельзя искоренить в один миг. Для пожилых вьетнамцев хорошо приготовленная собака — это деликатес: как для моего старшего брата. В то же время я могу сказать — на улицах Ханоя и Хошимина всё больше людей гуляет с хаски, шпицами, бульдогами. Еды в нашей стране достаточно, не нужно спасаться от голода, употребляя собачье мясо. Это также правда, что собаки — хорошие, добрые и верные домашние животные, которые испытывают благодарность к человеку. Нужно больше распространять рекламу об отказе от собачатины, давать больше разъяснений. Сказать людям, что данную тему в своей пропаганде использует ЦРУ, чтобы представить вьетнамцев отсталыми дикарями. Хотя Вьетнам в своих предпочтениях не одинок. Собаки употребляются в пищу и в Китае, и на Филиппинах, и в Нигерии. Западу и России трудно принять вкусы вьетнамцев: я помню, как в СССР возмущались, когда наши студенты жарили селёдку.
Фото: АиФ/ Георгий Зотов
…Здесь действительно ситуация сложная. Лично для меня поедание собак недопустимо. Но, скажем так, иностранцам также непонятно множество наших блюд — больше всего их пугает холодец, который я обожаю, и даже обычная селёдка вызывает недоумение. Собаки в некоторых странах мира часто воспринимались как еда: либо из-за средневековых традиций, либо не от хорошей жизни. Но, к счастью, сейчас ситуация начинает меняться. Где-то быстро (в Южной Корее), где-то медленно (во Вьетнаме). Постепенно вьетнамцы начали заводить щенков у себя дома, хотя раньше видели их только на жаровне в ресторанах. В любом случае это их дело, как и кого есть — пусть выбор мне и не нравится. Вон в той же Швейцарии в кантонах Аппенцель и Санкт-Галлен на Рождество едят…кошек, и никто им до сих пор это не запретил, несмотря на бурные протесты местных зоозащитников. Давние традиции за пару дней не изменишь.
Вьетнам в объективе Георгия Зотова
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
© АиФ / Георгий Зотов
©