«Самолёт дороже пилота»: почему лётчикам в армии Николая II запретили парашюты
Считается, что идею создания парашюта впервые выдвинул итальянский изобретатель Леонардо да Винчи. По крайней мере, в его работах исследователи обнаружили чертежи первого подобного устройства. Однако от теоретической концепции до реального использования прошло время. В XVI веке хорватский изобретатель Фауст Вранчич впервые прыгнул с крыши здания с парашютом. В дальнейшем это устройство начали рассматривать как средство спасения лётчиков в экстренных ситуациях.
Первый блин не комом
В Российской империи парашют изначально не стал популярным. Пилоты могли эвакуироваться из терпящего бедствие самолёта лишь с помощью складных зонтов. Однако такие конструкции не могли похвастаться надежностью и простотой в использовании. Эти зонты могли подвести в любой момент.
Глеб Котельников, который был провинциальным чиновником, но окончил военное училище и служил в армии три года, изобрёл складной шёлковый ранцевый парашют и проявил интерес к лётному делу.
К гибели известного авиатора Льва Макаровича Мациевича осенью 1910 года на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге его подтолкнула более активная работа над парашютом.
Котельников пришёл к выводу, что пилоту весом 80 килограммов для безопасного приземления потребуется всего 50 квадратных метров шёлковой ткани. Такой кусок легко поместится в ранец на спине авиатора.
Парашют, который не нужен
Первые испытания «чуда техники» в России состоялись в 1912 году. Они завершились успешно, однако Главное управление инженерных войск российской армии отказалось финансировать их массовое производство.
Это решение было принято великим князем Александром Михайловичем Романовым, ответственным за Императорский военно-воздушный флот. Куратор этой сферы считал, что если обеспечить всех пилотов такими устройствами, они начнут покидать аэропланы «при малейшей опасности». Аэропланы были дорогими, и в России в то время не производились. Александр Михайлович открыто высказывал свою меркантильную позицию – стоимость аэроплана значительно превышает цену человеческой жизни. Мол, «найдутся, не те, так другие», а аппараты нужно беречь.
Парашют, который нужен
Изменение позиции российских властей произошло только во время Первой мировой войны. Они, видимо, поняли, что подготовка пилота – процесс трудоёмкий и затратный. Но к этому времени парашют уже считался французским изобретением. Котельникову было поручено продолжить работу над улучшением устройства с целью оснащения всех авиаторов.
Заниженная самооценка: главные признаки
«Умер не своей смертью»: что на самом деле случилось с Андроповым
Будёновки с синими звёздами: какие красноармейцы их носили
Источник: russian7.ru