Роль Алехина доверили 51-летнему Безрукову — это, без сомнения, станет предметом обсуждения среди зрителей, так как этот Алехин оказался совершенно не таким, как в исполнении Миронова — более мягким, хотя и таким же угрожающим. Коллаж АиФ
На российские экраны выходит фильм Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева «Август». Это новая адаптация романа Владимира Богомолова «Момент истины», написанного в начале 1970-х, который повествует о том, как сотрудники «СМЕРШа» боролись с немецкими шпионами на только что освобождённой территории Западной Белоруссии в 1944 году.
В центре сюжета — отряд капитана Алехина и его подчинённых, старшего лейтенанта Таманцева и лейтенанта Блинова; их задача заключается в поиске вражеской радиостанции в дремучих лесах, чтобы противник не узнал о подготовке новой операции. Книга сразу же после выхода стала бестселлером, и её быстро захотели экранизировать, но советский фильм, который планировал снять режиссёр Витаутас Жалакявичюс, так и не был реализован — материал был признан некачественным, а плёнки уничтожили.
Впервые фильм по «Моменту истины» был снят в 2000 году на киностудии «Беларусьфильм». Режиссёр «В августе 44-го» Михаил Пташук тесно сотрудничал с Богомоловым, который остался удовлетворён подбором актёров — главные роли исполнили Евгений Миронов, Владислав Галкин и Юрий Колокольников, — однако из-за разногласий по некоторым сюжетным решениям писатель убрал своё имя из титров уже завершённой картины. В следующий раз к этому сюжету кинематографисты обратились в 2022 году — вышел сериал «Операция „Неман“», который лишь частично опирался на сюжет романа. «Август» — это новое прочтение той же книги, а на главные роли были выбраны Сергей Безруков, Никита Кологривый и Павел Табаков.
«Всё было придумано древними греками»
Фильм Михаила Пташука в 2001 году не стал хитом проката — при общем бюджете в $5 млн он собрал в кинотеатрах всего $400 тысяч. Тем не менее, позже эта лента была признана одной из лучших современных работ о Великой Отечественной — «В августе 44-го» часто показывали по телевидению, а образы, созданные актёрами, прочно ассоциировались с персонажами книги Богомолова. Именно поэтому «Август» неизбежно будет сравниваться с фильмом Михаила Пташука «В августе 44-го». И здесь возникает вопрос — стоит ли вообще переснимать фильмы, которые уже зарекомендовали себя? Это касается не только российских лент, но и тех работ, которые вошли в золотой фонд советского кинематографа.И тут «Август», и там «Август». 10 отличий экранизаций романа Богомолова Подробнее
«Бэтмена» перезапускают каждые десять лет
По мнению продюсера и киноэксперта Николая Акопова, существует несколько причин для появления новых версий уже знакомых зрителям сюжетов, и одна из них — обоснованный цикл возвращения к любимым историям, который наблюдается как в России, так и в Голливуде. В качестве примера Акопов привел «Бэтмена», которого перезапускают каждые десять лет — с новыми режиссёрами, новыми актёрами и новым видением. К тому же, мировое кино постоянно обращается к классическим произведениям — чуть ли не ежегодно выходят новые экранизации Шекспира, Диккенса, Толстого или сказок Гофмана и братьев Гримм.
«Если говорить проще — всё было задумано ещё древними греками, и с тех пор новых сюжетов не добавилось», — отметил продюсер в беседе с aif.ru.
Акопов полагает, что советский кинематограф оставил нам мощную базу, которую вполне можно использовать.
«Там много историй, которые могут действительно „зазвучать“ по-новому в современной культурной среде, особенно с учётом новых возможностей в визуальной и технической части», — добавил он.
При этом Акопов указывает, что обращение к проверенным сюжетам в настоящее время имеет и практическую составляющую, поскольку немногие осмеливаются рисковать, когда необходимо быстро заполнить кинотеатры после ухода голливудских компаний в начале СВО.Буратино, Матроскин и другие. Новые ремейки советских фильмов Подробнее
Кризис оригинальных сюжетов
Существует также кризис оригинальных сценариев, на фоне которого узнаваемое название и уже проверенный сюжет увеличивают шансы на интерес у современного зрителя и на получение финансирования, в том числе и от государства.
«Решения часто принимают люди, которые помнят „старую культовую картину“. Так проще продать — и стриминговым платформам, и телеканалам, и инвесторам», — подытожил Акопов.
Интересно, что порой попытки привлечь внимание к проекту через старые хиты не оправдывают себя. В 2007 году фильм «Ирония судьбы. Продолжение» оказался весьма успешным, хотя повторял сюжет мелодрамы Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром».
Но затем у Аллы Суриковой не удалось повторить успех комедии «Человек с бульвара Капуцинов», провалился покадровый ремейк «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая — хотя авторы новой версии подбирали актёров с похожими типажами.
В начале сентября этого года в онлайн-кинотеатрах стартовал показ сериала Жоры Крыжовникова и Ольги Долматовской «Москва слезам не верит. Всё только начинается» — история о трёх девушках, которые прибыли из провинции в Москву нулевых, чтобы наладить свою жизнь. Однако уже после первой серии этот сериал подвергся жесткой критике в Сети — не всем пришлись по душе отсылки к оскароносному фильму Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», который стал хитом советского проката в 1980 году.«Не то пальто!» Первые отзывы зрителей о сериале «Москва слезам не верит» Подробнее
Акопов выразил сомнение, что целевая аудитория стримингов сравнивала новый сериал с фильмом Меньшова.
«Для них сериал Крыжовникова и Долматовской — просто ещё один проект, который они посмотрели», — отметил он.
На его взгляд, отсылки к оригинальному фильму в рекламе понятны и оправданы: «в продвижении все средства хороши».
«Как и в случае с фильмом по Богомолову, не стоит сравнивать эти две картины и говорить, что здесь лучше, а здесь хуже. У каждого своё мнение. Кто-то скажет, что старые фильмы нельзя переснимать, и я, например, скорее придерживаюсь этой позиции. Однако есть множество других людей, которые оценят новый проект по достоинству, и, возможно, он будет им интересен именно в современном свете. У Крыжовникова в сериале есть интересные сценические решения, и он определённо не выполнен на среднем уровне. Я считаю, что каждый художник имеет право на своё видение, а история решит, кто прав, а кто нет», — заключил Акопов.