Почему русские предатели отвергали немецкие пропагандистские листовки: причины и последствия

Почему русские предатели считали немецкие пропагандистские листовки неэффективными

Великая Отечественная война велась на всех фронтах – не только на военном, но также на экономическом, информационном и даже психологическом. Пропаганда нашла широкое применение и использовалась не только для мобилизации собственного населения, но также для запугивания врага. В работу шли аудиозаписи, радиосообщения, плакаты и листовки. По некоторым сведениям, нацисты разослали около пяти миллиардов экземпляров листовок, однако их эффективность, хоть и оказалась выше, чем у других средств, все равно считается довольно низкой. Почему?

Пропуск в плен

Нацистские листовки были выполнены в виде газеты из одного черно-белого листа, на одной стороне которого находился текст, а на другой – изображение или фотография. Для удобства каждая из них имела порядковый номер. Прокламации печатались в первые годы войны прямо в Германии, а позже их производство было организовано на фронте. Также использовались захваченные советские типографии. Листовки сбрасывались с самолетов над позициями Красной армии и населенными пунктами ближнего тыла или распространялись среди жителей временно оккупированных территорий.

Основное внимание при создании листовок уделялось визуальной части, поскольку главный объект пропаганды – это не конкретный человек, а масса, которая не склонна вникать в текст и больше интересуется изображениями. Важным элементом листовки также был лозунг. Иногда встречались прокламации, где призыв был напечатан дополнительным красным цветом, что подчеркивало его важность. Содержание могло быть разнообразным: нацисты, помимо массового производства листовок, пытались максимально варьировать их тематику, касаясь таких тем, как голод, гонения на Церковь, массовые репрессии, раскулачивание и коллективизация. Особое внимание уделялось обещаниям ликвидировать колхозы и вернуть единоличные хозяйства крестьянам, которые, как хорошо понимали немцы, составляли основную массу красноармейцев.

В ходе войны менялся и акцент в листовках. В начале военных действий, когда советские войска терпели одно тяжелое поражение за другим, Третий рейх с помощью пропагандистской продукции призывал красноармейцев сдаваться в плен. Распечатки обещали советским солдатам хорошее обращение, медицинскую помощь, питание и работу. Кроме того, сами прокламации служили пропуском, по предъявлению которого гарантировалось сохранение жизни.

В 1943 году, перед началом наступления в районе Курска, немцы изменили свою тактику. Командование вермахта запланировало крупномасштабную психологическую операцию «Серебряная полоса», в рамках которой красноармейцев по-прежнему призывали сложить оружие, но теперь сдаться в плен предлагали не нацистам, а своим – формируемой под командованием генерала Андрея Власова Российской освободительной армии (РОА). Основной лозунг теперь звучал так: «Русские переходят к русским». Тех, кто не испытывал симпатии к РОА, пытались запугать использованием новейшей, еще неизвестной бронетехники – танков «Тигр» и самоходных пушек «Фердинанд».

Трудности перевода

Члены РОА впоследствии участвовали в пропагандистской деятельности Третьего рейха. Пример генерала-перебежчика использовался для агитации, военачальники освободительной армии выступали с речами на передовой. Литературный талант власовцев начали применять для создания листовок, и эти материалы оказались даже более успешными, чем те, что изготавливались немцами.

Эту ситуацию объяснить довольно просто. Русский текст большинства первых листовок изобиловал стилистическими и орфографическими ошибками, и переводы зачастую были сделаны некачественно. Иногда в прокламациях использовались немецкие шутки, непонятные простым советским людям.

Вероятно, самым известным примером неудачной листовки времен Великой Отечественной войны стали материалы с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» Они были выпущены тиражом 160 миллионов экземпляров и вместо ожидаемого воздействия вызвали скорее отторжение.

«По замыслу немецких пропагандистов, этот абсурдный и безграмотный бред должен был звучать как девиз, под которым культурная Европа идет в свой крестовый поход против коммунизма. Этот бред в качестве «руководящего лозунга» годами, чуть ли не до самого конца войны, перебрасывался на «ту» сторону», — писал в книге «Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом» антисоветчик, работник пропагандистской лаборатории вермахта Александр Казанцев.

Он был уверен, что советское командование само бы заплатило за подобные листовки «крупные суммы». Хотя, как и за многие другие. Побывавший на фронте литературовед Лев Аннинский вспоминал и другие неудачные прокламации, такие как «Дамочки, не ройте ваши ямочки, придут наши таночки, зароют ваши ямочки» и «Сталинград возьмём бомбежкой, в Астрахань войдём с гармошкой».

Сами перебежчики не только приписывали нацистам авторство неудачных лозунгов, но и в целом обвиняли их в провале пропаганды. Пытаясь выяснить причины этого, редактор коллаборационистской газеты «За Родину» Анатолий Стенрос однажды задал вопрос одному из генералов вермахта, выходцу из Прибалтики, который говорил по-русски, почему «немцы так халтурно ведут антикоммунистическую пропаганду и поручают её всяким проходимцам», почему «антикоммунистическая пропаганда и антикоммунистическое настроение населения и пленных недооцениваются, не используются при наличии огромных возможностей».

«Нами подробно разработан план кампании, в победном завершении которой не может быть никаких сомнений. Поэтому нет необходимости в какой-либо импровизации и изменении плана, ни даже в его дополнении. То, о чем вы говорите, не продумано и не предусмотрено, и поэтому содержит в себе какой-то элемент риска, совершенно излишнего», — получил Стенрос в ответ.

А в конце генерал добавил: «… мы и так победим». Его прогноз, как мы знаем, оказался неверным

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы