Почему производители автобусов экономят на кондиционерах и как это влияет на комфорт пассажиров

Тема Как справиться с жарой в городе Почему производители автобусов экономят на кондиционерах и как это влияет на комфорт пассажиров istockphoto.com

Этим летом в стране наблюдались несколько волн аномальной жары, и по прогнозам в августе ожидаются новые температурные рекорды — средние показатели месяца обещают быть на градус выше климатической нормы. Это означает, что риск перегрева для пассажиров в общественном транспорте остается высоким, к тому же некоторые производители автобусов продолжают экономить на комфорте и здоровье граждан, устанавливая более дешевые импортные кондиционеры, которые, как показали исследования, функционируют хуже российских и не способны поддерживать необходимый микроклимат в салонах и кабинах водителей.

Новый парк  старые проблемы

Напомним, что семь лет назад Минтранс РФ издал указ, согласно которому при среднесуточной температуре выше +20 С° температура в салонах городского транспорта не должна превышать +25 С°. Такие же требования установлены и действующим с советских времен ГОСТом. В прошлом июле в Госдуму был внесен законопроект о необходимости оснащения кондиционерами автобусов, рассчитанных на 22 и более пассажиров; автор инициативы, депутат Дмитрий Гусев, отмечает, что в крупных городах сейчас кондиционеры установлены лишь на 40 % автобусов (общая численность автобусного парка, обслуживающего городские и пригородные маршруты, составляет около 135 тысяч единиц).

«Наш законопроект — это спасение для пассажиров с минимальной нагрузкой на перевозчиков», — подчеркивает политик.

Забота депутатов вполне понятна, в группе риска получить тепловой удар в автобусе находится до 42 % граждан. По данным Росстата, именно такая доля россиян регулярно пользуется городским транспортом. Однако, как выясняется, обновление автобусного парка не гарантирует эффективной работы климатического оборудования. Пятая часть автобусов, курсирующих по городам, — новые и формально соответствующие высоким стандартам по поддержанию микроклимата в жару. Однако на практике эти показатели соблюдаются не всегда и не везде; нередко кондиционеры в новых автобусах выходят из строя или теряют производительность, что приводит к дискомфорту для пассажиров и водителей. Причем на ухудшение работы климатического оборудования в новых автобусах жалуются почти повсеместно — от Калининграда до Хабаровского края и от Крыма до Перми. Масштабы проблемы указывают на её системный характер. Встревожены и региональные власти. Например, в Челябинске в каждом третьем автобусе не функционирует кондиционер. К такому выводу пришел замминистра транспорта региона Александр Егоров. Чиновник лично провел рейд по оценке условий обслуживания пассажиров и проехал на 15 новых автобусах. Ранее на эту проблему обращал внимание и глава Архангельска Дмитрий Морев. На еженедельной планерке он отметил, что поступает много жалоб от горожан на жару в автобусах, однако проблему пока не удалось решить. Основная часть жалоб на неэффективное кондиционирование касается автобусов с восточноазиатскими кондиционерами.

Напоминаем, что в этом году в стране стартовал национальный проект «Инфраструктура для жизни»; планируется, что до 2030 года в городах появится более 33 тысяч единиц новой современной техники, из которых более 70 % составят автобусы. Однако в Общественном совете при Министерстве транспорта выражают беспокойство — пока импортозамещение остается неполным, существует риск, что государственные средства будут потрачены на приобретение новых автобусов с сравнительно дешевыми, но не очень качественными кондиционерами. При текущем уровне импортозамещения стоимость иностранной климатической техники составит примерно 7 млрд рублей.

«Если сейчас не предпринять эффективные меры по стимулированию импортозамещения климатического оборудования, то парк обновится, а проблема духоты в салонах останется», — прогнозирует первый зампредседателя Общественного совета при Минтрансе Борис Лоран.

Кстати, еще в 2023 году президент России Владимир Путин поставил задачу: «При сборке автобусов необходимо ориентироваться на отечественную компонентную базу».

В прошлом мае на встрече с представителями бизнеса глава государства поручил ужесточить контроль за импортозамещением. Но услышали ли президента производители автобусов? Этот вопрос остается открытым…

Российское vs импортное

На данный момент автобусы для городских и пригородных маршрутов серийно выпускаются в Башкортостане, Московской, Нижегородской, Владимирской и Курганской областях. Производители «Нефаз» (город Нефтекамск, Республика Башкортостан) и «Волгабас» (город Владимир, Владимирская область) успешно реализовали программы по импортозамещению кондиционеров: жалобы от пассажиров на жару в салонах их автобусов встречаются крайне редко. Ряд других производителей продолжает устанавливать импортные кондиционеры, в основном произведенные в КНР. Заместитель гендиректора завода кондиционеров «Август» (Самарская область) Андрей Лысенко отмечает, что китайские производители используют свои почти безграничные возможности по демпингу на рынке климатического оборудования. По его данным, изделия из КНР сейчас примерно на 20 % дешевле российских, при этом ценовая разница между российским и китайским комплектом оборудования составляет 50-70 тысяч рублей. Однако на конечной цене нового российского автобуса это не сказывается. Транспортные средства в рамках госзаказа закупаются регионами по фиксированным ценам, которые не зависят от марки и страны происхождения кондиционера.

Стоит отметить, что от нежелания переходить на импортозамещение страдают не только пассажиры, но и перевозчики: жалобы, претензии, проверки и судебные иски сыплются на эксплуатирующие организации — муниципальные и частные автотранспортные предприятия, обслуживающие автобусные маршруты. Так, прошлым летом в Курской области власти выявили, что в 19 новых автобусах не работали кондиционеры — перевозчиков оштрафовали.

Недовольны импортируемым климатическим оборудованием и эксплуатационщики.

«Основная проблема многих кондиционеров восточноазиатского производства, например тех, что устанавливаются на автобусах марки „ЛиАЗ“, — это невозможность точно диагностировать неисправность. Какая бы поломка ни произошла, при диагностике эти кондиционеры выдают один тип ошибки, и для того, чтобы выяснить, что именно требует ремонта, у специалистов может уйти целый день. Есть проблемы и с запчастями, которые не всегда доступны и не всегда качественные. С современными отечественными кондиционерами таких проблем, как правило, не возникает — при диагностике мы сразу видим, где неисправность, и можем оперативно её устранить», — пояснил сервисный инженер автобусного парка № 6 Санкт-Петербургского ГУП «Пассажиравтотранс» Виктор Смола.

Начальник участка техобслуживания МКП Пермгорэлектротранс Рим Шаехов также отмечает, что азиатские кондиционеры часто демонстрируют меньшую производительность по сравнению с российскими. «Если кондиционер работает, а пассажиры жалуются, что холодный воздух не поступает — как правило, это «китаец»,— говорит он.

В России, во многом благодаря сбалансированной и национально ориентированной политике Минпромторга, сформировался высококонкурентный рынок транспортного климатического оборудования. Автобусные кондиционеры производятся в Подмосковье, Нижегородской, Липецкой, Самарской, Ростовской, Свердловской, Тверской и Саратовской областях. Лысенко допускает, что при должной поддержке со стороны государства российские производители кондиционеров могут пойти навстречу предприятиям автопрома.

«Проблема обсуждалась этой весной на специальном совещании в Министерстве промышленности и торговли с участием производителей автобусов и кондиционеров, а также представителей Минтранса. Минпромторг стимулирует автопром к локализации производства в России, но для производителей транспорта цена играет ключевую роль. Увеличение наших производственных мощностей позволило бы снизить цены на отечественное климатическое оборудование, но, конечно, не до уровня китайских. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении», — рассказал Лысенко.

В Общественном совете при Минтрансе уверены, что главным критерием выбора комплектующих должны быть безопасность и комфорт пассажиров. Лоран отмечает, что совет предложил целый комплекс мер по стимулированию импортозамещения климатического оборудования для городского транспорта, включая снижение налоговой и тарифной нагрузки на производителей, введение заградительных пошлин для импортеров. Эксперт подчеркивает, что эти инициативы находят поддержку как в Минтрансе, так и в Минпромторге, ведь речь идет о технологическом суверенитете страны. Однако наибольший эффект, по мнению Лорана, могло бы обеспечить введение специального норматива, обязывающего производителей пассажирского транспорта закупать отечественные комплектующие, включая кондиционеры.

«Во-первых, это вопрос политический. Мир меняется на глазах, а отечественный производитель не должен зависеть от внешних факторов. Во-вторых, господдержка российских производств — это дополнительные налоги и рабочие места. Наконец, на кону стоят комфорт и безопасность наших граждан. Представьте, что может произойти, если из-за неисправного кондиционера водитель переполненного автобуса получит тепловой удар и потеряет сознание?» — завершил эксперт.

При этом базовые условия для обновления парка современным отечественным транспортом в стране уже созданы — это и ставка на технологический суверенитет, и развитие экономики замкнутого цикла, где каждый бюджетный рубль возвращается через локализацию комплектующих и налоги от отечественного производства. Теперь мяч на стороне производителей автобусов.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы