Цены на бензин на заправках вновь начинают постепенно расти. В то же время, из новостей становится известно, что мировые котировки на нефть, наоборот, снижаются. Это вызывает вполне обоснованный вопрос: как такое возможно? Неужели нас вводят в заблуждение?
На самом деле, ситуация не так однозначна. Цены на бензин на автозаправочных станциях — это как итоговая сумма в чеке магазина. Она формируется из множества факторов, и стоимость нефти — лишь одна из них, причем не всегда самая значимая. Давайте последовательно рассмотрим этот процесс, начиная от скважины и заканчивая бензобаком.
Нефть подешевела, но рубль ослаб. Каково же влияние?
Представьте себе, что нефть — это как пшеница для выпечки хлеба. Да, мука подешевела. Но если одновременно пекарня начинает платить больше за электроэнергию, воду и аренду, то цена на хлеб все равно может вырасти.
Так и в нашем случае. Нефть на мировом рынке действительно торгуется в долларах. Когда ее цена снижается, это выгодно нефтяным компаниям. Но одновременно часто наблюдается ослабление рубля. Почему? Потому что курс нашей валюты тесно связан с ценами на нефть — чем выше стоимость нефти, тем сильнее рубль, и наоборот.
В результате нефтяная компания продает свою нефть за доллары, а все свои внутренние затраты — зарплаты работникам, налоги, новые трубы и оборудование — она оплачивает в рублях. Если нефть дешевеет, а рубль падает еще сильнее, то в рублевом эквиваленте компания может оказаться в плюсе. Однако для переработчиков, закупающих эту нефть, расходы в рублях не уменьшаются значительно. Поэтому основа для будущей цены бензина не становится существенно дешевле.
Что происходит на перерабатывающих заводах?
Нефть необходимо переработать. Это сложный и затратный процесс на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). И здесь тоже существуют свои сложности.
Во-первых, летом и в начале осени традиционно наблюдается рост спроса на топливо. Отпуска закончились, люди начинают больше путешествовать, начинается уборка урожая в сельском хозяйстве, строительные работы активизируются. Все это требует большего объема топлива.
Во-вторых, по информации экспертов, некоторые НПЗ снизили загрузку своих мощностей. Меньший объем производства означает меньшее предложение на рынке. А раз спрос высок, а предложение сократилось, цена начинает расти в соответствии с законами экономики. Это называется сезонный фактор, и он оказывает влияние на цены каждый год.
Кроме того, снижение производства бензина также значительно зависит от постоянных атак ВСУ по российским заводам. Странно, но Россия, обладающая одной из самых мощных систем ПВО в мире, не может защитить свои НПЗ от ударов беспилотников.
Дорога до заправки и ключевые «добавки»
Предположим, бензин произведен. Теперь его необходимо доставить до заправки. Стоимость логистики — железнодорожных перевозок или бензовозов — также входит в цену. И вот мы подходим к самым важным аспектам, формирующим конечную стоимость.
Помимо себестоимости производства и доставки, в цену каждого литра бензина включены:
1. Акциз. Это фиксированный сбор, который государство получает в бюджет с каждого литра проданного топлива. Он не зависит от цены нефти. Установленный акциз, скажем, в 10 рублей за литр — останется всегда десять рублей, независимо от того, стоит ли нефть сто долларов или двадцать.
2. НДС. Налог на добавленную стоимость составляет 20% и начисляется на всю стоимость продукта, включая тот самый акциз.
3. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он уже включен в стоимость сырья, установленной нефтяной компанией.
Таким образом, получается, что более половины той цены, которую вы видите на табло АЗС, составляют различные налоги и сборы. И они фиксированные или даже растущие, поэтому даже при низкой стоимости нефти снизить цену существенно не удается.
Спасительный «демпфер»: как государство контролирует цены
Чтобы цены на бензин внутри страны не взлетали до небес, государство разработало специальный механизм. Он называется «демпфер» (от английского слова «сглаживать»). Это важный инструмент, который разрывает прямую связь между ценой нефти и бензина.
Принцип его работы:
1. Государство самостоятельно рассчитывает, какая должна быть справедливая цена на бензин в стране, исходя из текущей цены нефти и курса доллара.
2. Если реальная оптовая цена на бензин оказывается выше этой расчетной, государство предоставляет нефтяным компаниям субсидии. Это делается для того, чтобы компаниям было выгоднее продавать бензин на внутреннем рынке, а не экспортировать его, где можно получить больше прибыли.
3. Если бы не этот механизм, бензин в России стоил бы значительно дороже, так как наши нефтяники стремились бы экспортировать все топливо за границу. Демпфер сглаживает эти дисбалансы и удерживает топливо внутри страны.
В настоящее время именно ограничительные меры на экспорт бензина препятствуют еще большему росту цен.
А как обстоит дело в Европе?
Эта ситуация не уникальна для России. Обратите внимание на Европу. Там бензин всегда стоит довольно дорого, даже когда нефть дешевеет. Основная причина — это высокие акцизы и налоги.
В Германии, Франции или Италии налоги могут составлять 60-70% от стоимости каждого литра бензина! Государства намеренно делают топливо дорогим, чтобы стимулировать людей пересаживаться на общественный транспорт и электромобили, заботясь об экологии. Таким образом, цена на бензин там — это прежде всего результат государственной политики, а не просто стоимость нефти.
Что в итоге?
Таким образом, утверждать: «Нефть подешевела — значит, и бензин должен дешеветь» — это значительное упрощение. На стоимость на заправках влияет множество факторов:
— Курс рубля.
— Затраты на переработку и логистику.
— Сезонный спрос.
— И, что наиболее важно, налоги, акцизы и механизмы государственного регулирования (тот самый демпфер).
Именно поэтому мы наблюдаем данный парадокс: мировая нефть дешевеет, а внутренняя цена на бензин по своим внутренним причинам — немного растет. Государство пытается контролировать этот рост доступными средствами, но отменить законы экономики и полностью остановить его не в состоянии
Фото: sibkray.ru