Вчера я посетил автомотофестиваль на Триумфальной площади. Меня интересовало, как же можно организовать гонки в столь ограниченном пространстве. Однако, по сути, самих гонок мне так и не удалось увидеть. Подойти к бетонным блокам, которые отгораживали импровизированный трек, было довольно сложно — этому мешали дополнительные ограждения и сотрудники милиции.
Несмотря на трудности, вокруг собралось около ста зрителей, однако непонятно, как они туда попали. Вскоре выяснилось, что снаружи происходило нечто более интересное — там собрались участники акции «Стратегия 31». Раньше я не участвовал ни в одном «Марше несогласных» или подобных мероприятиях. Как новичку, мне стало интересно и я решил сделать репортаж в Твиттер, что и начал делать. Ниже представлена компиляция моих твитов с мероприятия.
Большинство собравшихся мирно стояли без плакатов и значков, ничего не выкрикивали (в условиях ревущих гоночных машин, среди которых выделялась вазовская пятерка с надписью Lukoil, это было бы бессмысленно). Тем не менее, милиционеры периодически выхватывали кого-то из толпы и уводили к автобусу. Человек, которого забирали, тут же начинал кричать: «Россия будет свободной!» или что-то подобное. Подчеркну, что эти люди не нарушали закон — некоторые даже заслоняли Эдуарда Лимонова, но это, по сути, не было запрещено. Каждый момент задержания фиксировался многочисленными камерами, которые в тот момент еще допускали на площадь.
Нельзя точно сказать, сколько людей собралось — очень много журналистов и зевак вроде меня. Но, на мой взгляд, около тысячи сознательных граждан пришли сюда. Милиция перекрыла проход по тротуару и требовала освободить его для прохода. Прохожие, которые пытались пройти через толпу, зачастую отправлялись обратно к станции метро «Пушкинская». На самом деле, если бы не милиция и солдаты, которых было не меньше, чем участников, даже на перегороженной площади было бы вполне свободно.
Сотрудники в мегафон постоянно повторяли: «Уважаемые граждане! Ваша акция не согласована с органами власти. Просьба покинуть площадь.» Шендеровичу не было слышно, он просил повторить громче. Тут же в толпе кто-то закричал: «Уважаемые граждане! Ваша жизнь не согласована с органами власти. Просьба покинуть этот мир.»
Через некоторое время милиция и солдаты начали разделять толпу на сектора, врезаясь в нее сжатиями. Люди довольно долго сопротивлялись. Мне сказали, что раньше на таких акциях подобного не было — обычно просто оттесняли и общались с оттесняемыми. Вдруг среди толпы появилась группа девушек, скованных пластиковыми наручниками. Они начали кричать «Россия без Путина!» и «Путина на нары». Минут десять за ними никто не приходил, и их кричалки стали менее стройными, но ситуацию быстро исправили налетающие сзади милиционеры.
Когда я добрался до автомотошоу, уже грузили вазовскую пятерку на эвакуатор. Слухи о том, что за рулем этой машины был сын Сечина по фамилии Воробьев, не подтвердились. У театра Сатиры оставалось еще около сотни человек, и автобусы регулярно увозили задержанных под аплодисменты ожидающих.
Центр событий переместился к ОВД Тверское, куда привезли несколько задержанных, включая Немцова. ОМОН быстро рассек толпу из ста человек и оттеснил каждую половину на 50 метров от здания. Бойцы нарушали закон, не только передвигая мирных людей, но мешая журналистам выполнять свою работу.
Заскучав в ожидании Немцова, самые стойкие оппозиционеры проводили политинформацию с омоновцами, которые слушали с интересом. Позже я уехал на «Попутчики» — у меня ведь есть работа! Так я и не увидел, как Венедиктов триумфально освободил Немцова под овации немногочисленных дождавшихся.
И вот так я провел время на автомотошоу.
