На прошлой неделе, за пять с половиной лет до предстоящих президентских выборов, два высших правительственных сановника России – премьер-министр и первый вице-премьер – синхронно заговорили о своих президентских амбициях. Один из них подтвердил свои намерения, другой подчеркнул, что не имеет таких планов. С чем же связано это неожиданное внимание? Им действительно нечем заняться в оставшиеся тысяча девятьсот двадцать пять дней? Или в стране всё так замечательно? Если цель была развеять слухи о возможных досрочных выборах, то, похоже, их высказывания наоборот подтвердили эту гипотезу.
Кроме смутных медицинских слухов, в пользу этой теории говорят два факта: отставка министра обороны была навязана президенту, а резкое возвышение Шойгу абсолютно нехарактерно для путинского стиля сдержек и противовесов. Шойгу автоматически становится идеальным кандидатом для клептоэлиты, представляя собой «другого парня», охраняющего их интересы. Его силовой потенциал (армия и МЧС) делает его ценным для них, ведь он единственный, кого можно «честно» представить на выборах.
Умный Рогозин, трезво оценивая ситуацию, присягнул Шойгу на верность, хотя сам он, вероятно, был одним из инициаторов антисердюковского заговора и стремился занять пост министра обороны. Медведев, не столь искушенный в придворных интригах, рассуждает о собственном президентстве, не понимая происходящего вокруг. Каждый день его окружение и государственные СМИ ставят его в неловкое положение, а политологи публично требуют его отставки. Отставка Медведева становится логичным шагом в операции «Шойгу».
Однако как убедить президента в её необходимости? Прийти в Ново-Огарево и сказать: «Владимир Владимирович, с Вами может произойти всякое. Нельзя же оставлять страну в руках этого?» Это было бы негуманно. Лучше сообщить: «Своей патологической глупостью он дискредитирует Вас и множит число противников власти. От него нужно избавляться. К тому же он постоянно заявляет иностранным корреспондентам о намерении вернуться в Кремль. Черт его знает, что он может задумать».
С кем же Шойгу будет блокироваться – с силовиками или сислибами? С последними он исторически связан даже теснее и не раз оказывал им неоценимые услуги, например, в операции «Путин» в 99-м. Но беспощадная логика власти подталкивает его к другому союзнику. Дело в том, что предложить обществу что-то содержательное он не сможет. Единственной возможностью для него и его сторонников обеспечить себе народную любовь на 2-3 года станет жесткая «борьба с коррупцией».
Бросить героев лихих 90-х на народный гнев гораздо проще и электоральнее. Можно будет разбавить их парочкой ротенбергов в рамках умеренной депутинизации. Однако хитом избирательной кампании Шойгу станут аресты из Лондона, подобно тому, как это было с Развозжаевым из Киева или Миллером из Парижа, и имена Абрамовича и Березовского будут на слуху. Аналогом властной тройки 1923 года Зиновьев-Каменев-Сталин вполне может стать в 2013 году тройка Бастрыкин-Иванов-Шойгу.
Напомним, что мы лишь рассмотрели возможную рабочую гипотезу, объясняющую ряд удивительных событий, происходящих на самой вершине власти.