Человек, отправленный в «психическое» путешествие властным взглядом, не попал в эту ситуацию случайно: это произошло в канун визита в Москву Виктории Нуланд, которая, безусловно, является одной из лучших специалистов по российской политике в США. Ей предстояло оценить лингвистические изыски «медведевского» послания Киеву и задуматься: «А что, если они действительно чокнутые?» После такой терапии железному Козаку стало легче проделать с ней трюк, который Путин успешно применил в Женеве на встрече с Байденом. Помните, как он с триумфом открыл свою пресс-конференцию фразой: «У меня сложилось впечатление, что мы с господином Байденом одинаково убеждены в безальтернативности минских соглашений»? Вот и Козак подготовил свой победоносный заголовок для кремлевских СМИ и краткий официальный релиз: Нуланд подтвердила, что Украине придется признать особый статус Донбасса.
В ходе переговоров была подтверждена озвученная в Женеве позиция США: без согласования будущих параметров автономии, или иначе говоря, особого статуса Донбасса в составе Украины, существенный прогресс в урегулировании конфликта вряд ли возможен. Учитывая совпадение подходов по этой принципиальной позиции, стороны согласовали дальнейшие взаимные консультации.
Незримо присутствующий Савельич из русской классической литературы, вероятно, шепнул замгоссекретарке США свой классический совет: «Поцелуй злодеям ручку, Виктория!» Виктория выполнила это, хотя с отвращением. В отличие от Байдена, она не озвучила козаковскую методичку и ограничилась молчаливым согласием с его хитрым релизом. Да, кремлевский шантаж сработал, но это не красят американскую сторону. Однако эффективность этого шантажа постепенно снижается, обнажая слабость российской позиции. Громадные дипломатические усилия Москва тратит на то, чтобы убедить США согласиться с ее трактовкой минских соглашений, цель которой – легитимировать в правовом и политическом поле Украины российский военно-террористический плацдарм ОРДЛО, ничего не меняя внутри него.
Скандал, разразившийся в Вашингтоне после возвращения Байдена из Женевы, показал, что никакое пропутинское лобби внутри администрации не добьется заветной цели. Любая новая попытка в этом направлении лишь усилит поддержку Украины в ее сопротивлении российской агрессии среди подавляющего большинства Конгресса и американского политического класса в целом. Начавшиеся поставки оборонительных вооружений в Украину и ожидаемый визит министра обороны США Ллойда Остина в Киев на следующей неделе значительно важнее, чем козаковские релизики.
Но важнее то, что Украина сегодня – ключевой субъект мировой политики. Какова бы ни была позиция США или других держав, Украина не капитулирует. Ее армия и народ продолжат сражаться. Российское вторжение вглубь Украины закончится военно-политическим поражением России, падением путинского режима и серьезным переформатированием российского государства. Недоимперия исчезнет при попытке «братского» насилия над Украиной. Это понимают профессионалы в российском Генеральном штабе. Поэтому все, что мы наблюдаем в последние месяцы – масштабные военные маневры, исторические статьи Путина, рычание Лаврова, шаманские обряды Шойгу, антисемитские высказывания Медведева, кластеры Макрона, формула Штайнмайера-Меркель, газ и вакцина от Медведчука – на самом деле являются блефом и преступным шантажом. Цель этого давления – заставить Украину добровольно «воссоединиться» с созданной Москвой раковой опухолью ОРДЛО.
Кроме того, грозные позы и проклятия в адрес Украины помогают коллективному Путину на некоторое время вытеснить из сознания очень неприятные геополитические реалии: Эрдоган выкинул его с Южного Кавказа и собирается с Северного, а товарищ Си – из Средней Азии и с Дальнего Востока.