Казалось, что украинское общество и политический класс уже давно переболели желанием взглянуть Путину в глаза. Однако выясняется, что это не так – они все еще не могут насмотреться на него. Забывая предостережение Ницше: если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть на тебя. Кремлевская бездна не просто смотрит, а активно оспаривает существование украинского народа и государства. Она заявляет, что никогда не позволит Зеленскому избежать минских соглашений, требуя, чтобы он извивался на этом крючке как можно дольше. Эти требования подкрепляются регулярными расстрелами украинских военнослужащих на линии соприкосновения сторон. Прекращение огня, являющееся первым пунктом минских соглашений, до сих пор не реализовано. Десятки перемирий были сорваны Москвой из-за постоянной гибели украинских солдат, которая необходима российским властям как средство психологического давления на Украину.
Цель шантажа заключается в том, чтобы заставить Украину «воссоединиться» с ОРДЛО, то есть легализовать в украинском правовом и политическом поле военно-террористический плацдарм России, не меняя внутри него ничего. Это стандартная практика террористов: пока вы не примете наши политические условия, мы будем убивать вас и пытать ваших заложников. Миссия по покорению Украины возлагалась на западные державы – Францию и Германию, с их формулами Штайнмайера и кластерами Макрона. Наивысшего дипломатического успеха на западном направлении Путин достиг на женевском саммите 16 июня 2021 года. Президент Байден на своей пресс-конференции сомнамбулически повторил важную для Путина фразу о безальтернативности минских соглашений. Путин был настолько уверен в своем партнере, что анонсировал этот предстоящий успех в начале своей собственной пресс-конференции. По торжествующему выражению его лица было видно, что он «получил именно то, что хотел от Байдена в Женеве». Это не моя оценка, а заголовок обычно благожелательного к Байдену сайта телеканала CNN от 17 июня, подтверждающий реакцию подавляющего большинства американских экспертов.
Байден провалил свой первый кастинг на роль лидера Свободного мира, оставшуюся вакантной в последние 12 лет. Кульминацией путинской спецоперации должны были стать слова, сказанные Байденом Зеленскому на предстоящей встрече в Вашингтоне: «Возвращайтесь, молодой человек, в Киев и выполняйте минские соглашения, как вам и советуют мои коллеги, крупные государственные деятели Макрон, Меркель и Путин». Напомню свой анализ ситуации в треугольнике Украина – РФ – США после женевского саммита: «Расколото не только окружение Байдена, но и его собственное сознание. В каждом его публичном выступлении одновременно присутствуют и «неизменная поддержка Украины», и «стабильные, предсказуемые отношения с РФ». Эти две вещи несовместимы. Но Байден не желает делать выбор, который может сделать другой человек — президент Украины Владимир Зеленский. Для Зеленского это тот самый черчиллевский момент, когда политикам предоставляется шанс существенно повлиять не только на судьбу своей страны, но и всего мира.
Зеленский не должен ехать в Вашингтон за своим приговором: выполнять минские соглашения. Он должен явиться в Вашингтон как приговор кремлевскому лобби в Белом Доме, понимая, что в принципиальном противостоянии с этим лобби (при необходимости — и с Президентом США) его поддержат и Конгресс, и большинство американского истеблишмента. Президент Байден, какими бы ни были его сомнения и личные привязанности, не сможет игнорировать эту политическую реальность. Перефразируя поэта, предстоящий визит в Вашингтон «требует полной отдачи». Мои ожидания оправдались. Владимир Зеленский и украинская дипломатия блестяще справились с исторической задачей. Из политического словаря Байдена исчез внушенный ему в Женеве мем «минские соглашения». Пентагон и Минобороны Украины подписали соглашение об оборонном сотрудничестве, а двухпартийное проукраинское большинство в Конгрессе инициировало ряд законодательных актов, действительно означающих поддержку Украины. Путинки внутри администрации Байдена потерпели серьезное поражение. А в конце сентября неудача постигла и их немецких коллег. Коалиционные переговоры в Германии могут затянуться, но главный итог выборов уже известен: следующее германское правительство будет намного принципиальней и последовательней в поддержке Украины в ее сопротивлении российской агрессии.
Это осознает и уходящая канцлерин Меркель, которая неожиданно захотела провести «прощальную» встречу нормандской четверки до своей формальной отставки. Можно только догадываться, какие скелеты из прошлого или заманчивые вакансии из будущего нашли в Кремле, чтобы убедить бывшую комсомольскую активистку оказать еще одну услугу человеку, к которому она обращается: «Mein Lieber Vladimir». Сразу после Женевы Меркель (вместе с Макроном) активно присоединилась к путинской спецоперации. Дважды, сначала в Берлине, а затем в Киеве, куда она прилетела после инструктажа в Москве, она настойчиво убеждала Зеленского принять путинскую интерпретацию минских соглашений, переписать украинскую конституцию и присоединиться к ОРДЛО. Оба раза она получила вежливый отказ. Казалось бы, путинская стратегия по разрушению украинского государства была окончательно похоронена на встрече в Вашингтоне 1 сентября. Но не для Меркель. Она вновь собралась выкручивать руки Зеленскому, теперь уже в качестве хозяйки романтической прощальной встречи. С триумфальным Путиным и кивающим Макроном.
Именно такой сценарий они вместе планируют: заставить Зеленского играть одному против троих, когда всего через несколько недель он может получить нормандский формат «три против одного» и добиться от Путина реального прекращения огня под контролем международных миротворцев. Избыточная активность Меркель в последнее время на украинском направлении выглядит нехарактерной для нее и вызывает смутные подозрения. Однако еще больше меня удивляет реакция одного крупного украинского государственного деятеля на примитивную ловушку Меркель и Путина. «Украина выступает за проведение встречи в нормандском формате до окончания каденции канцлера Германии Ангелы Меркель», — заявил руководитель Офиса президента Андрей Ермак в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV. Андрей Ермак, наряду с Президентом Украины Владимиром Зеленским и Министром иностранных дел Дмитрием Кулебой, считается одним из архитекторов концептуальной победы, одержанной украинской дипломатией в Вашингтоне. Байден 16.06.21 и Байден 01.09.21 — это два разных Байдена в контексте украинской проблематики. Зачем же тогда Ермак собирается слить эту победу и снова подсадить Украину на имперский крюк, на котором она должна извиваться на потеху Путину, Лаврову и, присоединившейся к ним, бывшей канцлерин Меркель?